(495) 628-0875
Регистрация
Главная Спецпредложения Заметки путешественника Контакты
ОПРОС
Куда Вы предпочитаете ездить отдыхать?
Турция
Египет
Мексика
Таиланд

АРХИВ
Апрель 2024 (2)
Март 2024 (3)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (5)
Декабрь 2023 (1)
Ноябрь 2023 (5)

Культура вчера и сегодня

 

Культура вчера и сегодня


  Под знаком полумесяца

  Почти 800-летнее мавританское присутствие способствовало раннему развитию высокой культуры Иберийского полуострова. Начиная с 711 г. в отсталую Европу начали поступать с востока новые технологии и ценные знания. Арабы ввели ноль в систему чисел, изобрели хирургические инструменты, усовершенствовали орошение. Изумительная по красоте Кордовская мечеть (Мескита) была построена во времена правления династии Омейядов (785-1009). В XI в. власть в мавританской Испании переходит к династии Альмохадов, берберов-мусульман из Северной Африки (Марокко). К этому времени относится применение в строительстве фигурной кирпичной кладки, образцом чего является роскошная башня Хиралъда в Севилье. Блестящий дворцовый ансамбль Альгамбра в Гранаде свидетельствует об утонченном образе жизни Насридов, династия которых покинула Гранаду последней в 1492 г.


  Безымянные мастера

Культура вчера и сегодня   Мудехарами назывались мусульмане, оставшиеся жить в покоренных христианами землях и сохранившие свои обычаи и традиции, а также религию. Они славились как искусные каменщики, резчики по стуку и дереву, мозаичники, художники-орнаменталисты, гончары. Артели мастеров строили церкви, монастыри, дома, крепости, замки, применяя традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы -кирпич, дерево, стук, конструктивные декоративные элементы, подковообразные и многолопастные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмилучевую звезду, наборные деревянные резные раскрашенные потолки - артесонадо, резной орнамент из стука и цветные изразцы. Четырех- и восьмиугольные колокольни напоминали минареты, нередко бывшие минареты служили основой церковных башен. Так возник синтетический стиль, в котором слились элементы мавританского, готического, а позже ренес-сансного искусства. Постройки этого стиля отличались простой, прекрасно отвечавшей климатическим условиям планировкой, приветливым нарядным обликом. В строительстве участвовали не только мусульманские, но и христианские мастера. Стиль мудехар получил интенсивное развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии, в таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и многих других. В 1609 г. в Испании произошло изгнание морисков, т.е. крещеных потомков мудехаров. Однако переданная мудехарами мавританская художественная традиция оказала влияние на последующее развитие искусства Испании и ее заокеанских колоний.


Культура вчера и сегодня   Триумф готики

  В северных королевствах полуострова искусство испытывало французское влияние после того, как христиане вернули себе власть. От тех времен сохранились великолепные романские церкви вдоль пути к гробу Св. Иакова и в Каталонии. С XIII в. началось строительство монументальных готических соборов (Леон, Бургос, Толедо).

  В конце XV в. готика нашла свое чисто испанское продолжение в так называемом исабелино, архитектурном стиле, использующем как готические элементы, так и мухе-дарскую орнаментику. В живописи кумирами художников XV и XVI вв. были итальянские и нидерландские мастера. Глубокой религиозностью и мистической таинственностью проникнуты картины Франсис-ко Рибальты (1555-1628), Хосе де Риберы (1591-1652) и др. Домени-ко Теотокопули, уроженец Крита, прозванный Эль Греко (1541-1614), используя принцип светотени для воплощения своих одухотворенных и трагичных образов, создал новый и оригинальный художественный язык.


  Архитектор Хосе Чурригера (1665—1725) и два его брата в своих произведениях достигли апофеоза барочной пышности: богатые орнаменты, лепнина, позолота декора — этот архитектурный стиль порой представляется излишне перегруженным. В историю архитектуры он вошел под названием чурригереско.


  «Золотой век»

  «Золотым веком» называют эру испанского господства в Старом и Новом Свете. Золотом и серебром Южной Америки оплачивались не только войны и бюрократия, но и невероятная роскошь храмов. Филипп II, непримиримый враг Реформации, приказал построить для себя в центре Испании, у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, монастырь-дворец Эскориал. Его строгий стиль, созданный архитектором Хуаном де Эррерой, сложился под влиянием архитектуры итальянского Возрождения и получил название эрререско. Национальным стилем испанского Возрождения, своего рода предшественником барокко, стал стиль платереско. Как и серебряные ювелирные изделия (плата - по-исп. серебро), платереско отличается обилием тончайших орнаментов, что можно видеть, например, в Саламанке (фасад университета) и Бургосе (главный - алтарь собора).

  «Золотой век» испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Бар-толоме Эстебан Мурильо и Диего Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV; его знаменитые картины «Менины», или «Фрейлины», «Сдача Бреды», «Пряхи» и портреты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо.

  Характерными чертами барокко XVII-XVIII вв. являются украшенные орнаментом колонны, причудливые лепные украшения, театрально расставленные статуи (соборы Гранады, Мурсии; дворец Маркес-де-Дос-Агуас в Валенсии).


Культура вчера и сегодня   От Гойи до Гауди

  Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например в его «Расстреле повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» , а также серии «Бедствия войны» . Вызывающие страх «черные картины» , созданные незадолго до смерти мастера, - не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени. В тот же период отмечается все большая тенденция обращения к классицизму (напр., в архитектуре - Королевский дворец в Мадриде) и историзму, связанная прежде всего с застоем культурной жизни. В начале XX в. во всей Испании приобретает популярность стиль модерн, особенно каталонский вариант европейского модерна, восторженно встреченный крупной буржуазией. В противовес консервативно-классической архитектуре выдающийся представитель модерна Антонио Гауди стремился в своих постройках соответствовать природе и потребностям человека (например, дом Мила, храм Святого Семейства в Барселоне).


  Пикассо и другие

  Наиболее значительным мастером художественного авангарда XX в. считается уроженец Малаги Пабло Пикассо (1881-1973). В различные периоды своего творчества он умел с необыкновенной динамикой и жизненной силой раскрыть важные для себя темы. Одним из ключевых произведений гениального художника стала «Герника» (1937), в которой передан ужас ночной бомбардировки маленького баскского города Герника, разрушенного немецкими фашистами. Каталонец X Миро создал на основе кубизма свой самобытный поэтический мир красок и символов. Сюрреалист С. Дали прославился как мастер иллюзорного изображения. Еще один каталонец, А. Тапиес (род. в 1923 г.), со своими «материальными» картинами относится к наиболее значительным представителям абстракционизма.

  Уроженец Сан-Себастьяна Э.Чильи-да (род. в 1924 г.) создает скульптурные фигуры из металла; его скульптура, установленная в Берлине в 2000 г., символизирует единство Германии. О творческом потенциале молодого поколения свидетельствуют, в частности, постмодернистские сооружения архитекторов Рикардо Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид).


  Фламенко и севильяна

Культура вчера и сегодня   Происхождение слова фламенко точно не установлено и имеет разные версии; впервые это название в современном музыкальном смысле возникло в XVIII в. Само же народное искусство фламенко, в котором центральное место занимает песня (канте), возникло в XV в. в результате слияния самых различных культур на Иберийском полуострове. Фламенко отражает влияние арабской музыки, византийских христианских ритуалов, песнопений иудейской общины и песен цыган.

  Появившиеся в Испании в XV в. цыгане оказались теми, кто в первую очередь хранил и обновлял эту музыкальную традицию. Как всякое народное искусство, традиция фламенко передается от учителя к ученику и письменно не фиксируется. Группа самых старых песен, включающих темы одиночества, вечных потерь, спектр эмоций от экстаза до отчаяния, называется канте-хондо (глубокая песня) и наиболее тесно связана с цыганами. Во время исполнения певца подзадоривали быстрым хлопаньем в ладоши и одобрительными возгласами. Гитара и танец появились позднее, а пестрые фольклорные наряды в стиле «Кармен» -открытие недавнего времени. Мала-гуэнья, фанданго, алегрия являют собой вариации строгих изначальных форм фламенко, как и радостно зазывная севильяна, которую танцуют даже на дискотеках.

  И настоящим исполнением фламенко можно насладиться во время летних фестивалей канте-хондо: они проходят под открытым небом на городских и деревенских площадях Андалусии.

  Кроме того, в Испании существует около тысячи народных танцев и песен. Хота, сравнительно простой с точки зрения гармонии напев с несложными стихами (коплас), распространена в Арагоне, Наварре и Кастилии. Из Галисии пришла меланхоличная алала, в которой, как принято считать, выражается извечная тоска по лучшей жизни.

  Оптимистичнее звучит муньейра, танец, сопровождаемый галисийскими волынками - гайтас. Каталонцы встречаются каждое воскресенье на площадях сел и городов, где становятся в круг и, взявшись за руки, танцуют сардану — неторопливый танец, ставший символом их общности и национального единства.

  Классическая испанская музыка также нередко черпала вдохновение из богатства народной музыки. Например, в произведениях Мануэля де Фальи (1876-1946) национальные элементы нашли новое выразительное преломление. К наиболее популярным пьесам для соло-гитары с оркестром относится Аранхуэсский концерт валенсийца Хоакина Род-риго (1901-1999).


  Самобытный испанский жанр представляет собой сарсуэла — пьеса с пением и танцами, напоминающая оперетту или мюзикл. Наивысший расцвет музыкальный театр, возникший во времена Филиппа IV как придворная забава, пережил в XIX в., когда зрители толпами спешили в театры, чтобы посмотреть любимую пьесу. Сегодня тоже есть любители сарсуэлы. В Мадриде и Севилье эти представления можно увидеть летом на открытых площадках.


  Оживший экран

  В кино Испания также имеет давние традиции. Луис Буньюэль шокировал публику в 1920-е гг. такими сюрреалистическими фильмами, как «Андалусский пес»; вплоть до 1980-х гг. он продолжал клеймить буржуазное лицемерие, например в картине «Скромное очарование буржуазии». Выдающиеся режиссеры современного кино Карлос Саура («Кармен») и Педро Альмодовар после смерти Франко представляют новое испанское кино.


  Дон Кихот и другие герои

Культура вчера и сегодня   Самым известным литературным свидетельством Реконкисты является эпическая поэма «Песнь о моем Сиде» (ок. 1140 г.), рассказывающая о подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от араб, «сиди») - повелитель. Классики испанского театра, родоначальники «золотого века» литературы Феликс Лопе де Вега и Педро Кальдерон де ла Барка известны русскому читателю и зрителю по блестящим постановкам на русской сцене; Тирсо де Молина запечатлел в литературе образ Дон Жуана. Таким же бессмертным стал Рыцарь Печального Образа - Дои Кихот Ламанчский Мигеля де Сервантеса. В конце XIX в. разочаровавшееся в политике «поколение 98-го» встало перед задачей духовного обновления Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Район Мария дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых авангардистов, вошедших в историю литературы как «поколение 27-го». Ее самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка; цикл стихотворений «Цыганские романсеро» и драмы «Иерма» и «Кровавая свадьба» тесными узами связаны с его родной Андалусией. Гарсия Лорка был убит около Гранады франкистами.

  В 1989 г. Нобелевскую премию получил Камило Хосе Села ( «Улей» , 1943). Один из самых значительных писателей — Мигель Делибес (роман «Святые безгрешные» , 1981). Широко популярны сегодня Хавьер Мариас (род. 1951 г.) и Мануэль Васкес Монтальбан (род. 1939 г.) - его герой, частный детектив Пепе Корвальо, известен и за пределами Испании.


  Вероятно, нигде в Европе не отмечают так много праздников и с таким размахом, как в Испании. Все население села или городского квартала принимает участие в подготовке и проведении каждой фиесты. Дух коллективизма всегда на первом плане. Приводимый календарь включает лишь малую часть празднеств: дополнительную информацию можно получить в турбюро.

•   Карнавал в Кадисе(февраль): шествия и импровизированные шуточные куплеты про политических деятелей.

•   Праздник Фальяс в Валенсии (19 марта): сжигание фальяс - больших кукол из папье-маше, бой быков.

•   Страстная неделя (Семана Сайта): торжественные процессии, в первую очередь на юге, напр. в Севилье, Малаге, Гранаде, Мурсии.

•   Апрельская ярмарка (через 10 дней после Пасхи): весенний праздник в Севилье; ночь напролет севипьцы танцуют, едят и пьют на территории ярмарки (около Зкм2).

•   «Маврыихристиане»(22-24 апреля): костюмированные парады, фейерверки и сцены из сражений между маврами и христианами в Алькое (Валенсия).

•   Фиеста Св. Исидро(15 мая): праздник покровителя Мадрида, бой быков (самая большая коррида сезона), народные гулянья с музыкой и танцами.

•   A. Rapa das Bestas (стрижка животных) (июнь-июль): разновидность родео-праздника,связанного со стрижкой овец и клеймением диких лошадей в различных районах Гаписии.

•   Ромерия дель Росио (Romeria de El Rocio): шествие паломников на украшенных лошадях и запряженных быками повозках к Деве Эль-Росио (Уэльва).

•   Ночь Св. Жоана с фейерверком в Каталонии и Валенсии (июнь): особенно красиво проходит праздник в Аликанте.

•   Праздник Сан-Фермин (вторая неделя июля): бег по улице города впереди диких быков и коррида в Памплоне.

•   Мистерия в Эльче (14/15 августа): Вознесение Девы Марии (Валенсия).

•   Ла-Мерсе (24 сентября): праздник в честь покровительницы Барселоны, во время которого строится «человеческая пирамида» - кастельс, а также устраивается процессия с громадными фигурами из папье-маше — гегантс.



Информация предоставлена путеводителем Polyglott

14 октября 2011

СТРАНЫ