Незабываемые речные круизы – открытие скрытых сокровищ России
Why scooter rentals in Phuket are worth every baht – savings, convenience, adventure
Кулинарное путешествие по Кавказу – гастрономические жемчужины региона
Как мультимедийные выставки изменяют наше восприятие искусства
Незабываемые приключения на Кавказе – от пеших походов до экстремального спорта
Путешествие по Кавказу – Топ-10 удивительных мест, которые нужно увидеть
Откройте для себя красивые туры на Кавказ – путешествие, сочетающее природу, культуру и приключения
Преимущества владения правами на разные виды транспорта в России
Отдых на Бора-Бора
Процедура вывоза культурных ценностей
ПРОЦЕДУРА ВЫВОЗА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В рамках своего путешествия по Узбекистану иностранные граждане приобретают различные изделия культурно-бытового назначения, которые затем вывозят в свои страны. Обычно такие изделия приобретаются:
Некоторые из вышеуказанных изделий при вывозе за границу требуют получения специального разпрешения, которые предъявляются на таможенном посту. Подобные процедуры определены Законом Республики Узбекистан о ввозе и вывозе культурных ценностей. Незнание нижеприведенных положений может создать определенный конфликт туриста с государственными органами контроля (таможни, пограничников, милиции).
Целью вышеуказанного закона является регулирование отношений, связанных с сохранением культурного наследия народа Узбекистана, защитой культурных ценностей от незаконного их вывоза и ввоза, установление единого порядка вывоза из республики и ввоза культурных ценностей в страну, а также способствование развитию международного культурного сотрудничества (статья 1).
С этой целью применяются следующие основные понятия:
Таблица № 1. Нормы, связанные с регулированием культурных ценностей в рамках соответствующего закона
Культурные ценности: | Основаниями для возникновения права государственной собственности и права собственности юридических и физических лиц на вывозимые и ввозимые культурные ценности являются: |
- созданные гражданами Республики Узбекистан; - созданные на территории Узбекистана иностранными гражданами и лицами без гражданства; - обнаруженные и собранные в музеях, библиотеках, архивах, кино-, фото-, фонотеках, картинных галереях и других хранилищах; - приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия уполномоченных органов государств, откуда происходят эти ценности; - полученные в результате добровольных обменов; - полученные в качестве наследства, дара или законно приобретенные с согласия уполномоченных органов государств, откуда происходят эти ценности; - ввозимые на территорию республики иностранными юридическими, и физическими лицами. |
- создание культурных ценностей за счет государственного бюджета: - создание культурных ценностей за счет собственной деятельности юридических и физических лиц; - сделки, на основании которых созданы или приобретены культурные ценности; Право собственности на культурные ценности, являющиеся одновременно объектом интеллектуальной собственности, регулируется законодательством. Вывоз культурных ценностей их собственником либо уполномоченным им лицом осуществляется в порядке, установленном законодательством, на основании свидетельства на право вывоза, выдаваемого Министерством по делам культуры Республики Узбекистан. Автор вправе вывезти созданные им культурные ценности, находящиеся в его собственности. |
Культурные ценности, не подлежащие вывозу из Республики Узбекистан | Временный вывоз культурных ценностей может быть осуществлен юридическими и физическими лицами: |
- созданные пятьдесят и более лет тому назад; - внесенные государством в охранные списки и реестры; - постоянно хранящиеся в государственных и общественных музеях, архивах, библиотеках и других хранилищах Республики Узбекистан. |
- для организации, выставок; - для осуществления реставрационных работ и научных исследований; - в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; - для оформления посольств и представительств Республики Узбекистан; - в иных случаях, предусмотренных законодательством. Временно вывозимые культурные ценности не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или служить предметом залога. |
В таблице № 1 представлены нормы, регулирующие вопрос культурных ценностей. Между тем, в Узбекистане действует Положение о порядке вывоза и ввоза культурных ценностей, который устанавливает единый порядок проведения художественной экспертизы и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, порядок выдачи свидетельства на право их вывоза, а также определяет размер и порядок уплаты специального сбора за проведение художественной экспертизы и оформление соответствующих документов.
Согласно Порядку устанавливаются категории предметов, относящихся к культурным ценностям, они состоят из:
Следует сказать, что порядок вывоза и ввоза культурных ценностей применяется ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности и обязателен для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории Узбекистана. Подчеркнем, что те культурные ценности, которые были созданы пятьдесят и более лет тому назад, не подлежат вывозу из страны, и это обязаны знать туристы, турлидеры, а также организаторы путешествий. Степень ценности этих предметов определяется в процессе их художественной экспертизы уполномоченными искусствоведами-экспертами или внештатными экспертами Министерства по делам культуры Республики Узбекистан.
Граждане Узбекистана, иностранные граждане или лица без гражданства, внесшие большой вклад в дело сохранения культурного наследия народа республики, могут быть награждены денежными или другими вознаграждениями в установленном порядке.
Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года, которую ратифицировал Узбекистан в 1995 году, предусматривает: "В целях обеспечения охраны своих культурных ценностей от незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности государства-участники настоящей Конвенции обязуются создать на своей территории, с учетом условий каждой страны, одну или несколько национальных служб охраны культурного наследия, если такие службы еще не созданы, обеспеченные квалифицированным персоналом в количестве, необходимым для того, чтобы осуществлять эффективным образом перечисленные ниже функции:
а) содействовать разработке проектов законодательных и регламентирующих текстов, обеспечивающих защиту культурного наследия и, в частности пресечение незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности на важные культурные ценности;
б) составлять и обновлять на базе национального охранного реестра перечень важных культурных ценностей, государственных и частных, вывоз которых означал бы значительное обеднение национального культурного наследия;
в) содействовать развитию или созданию научных и технических учреждений (музеи, библиотеки, архивы, лаборатории, мастерские и т.д.), необходимые для сохранения и популяризации культурных ценностей;
г) организовывать контроль за археологическими раскопками, обеспечивать сохранение "in situ" (на своем месте) определенных культурных ценностей и охранять некоторые районы, оставляемые для будущих археологических раскопок;
д) устанавливать для заинтересованных лиц (хранителей, коллекционеров, антикваров и т.д.) правила, отвечающие этическим принципам, сформулированным в настоящей Конвенции, и следить за соблюдением этих правил;
е) осуществлять воспитательную деятельность с целью пробуждения и укрепления уважения к культурному достоянию всех государств и популяризации положений настоящей Конвенции;
ж) следить за тем, чтобы любому случаю исчезновения культурной ценности придавалась соответствующая огласка (статья 5).
Кроме того, Государства - участники настоящей Конвенции обязуются:
а) учредить соответствующее свидетельство, которым государство-экспортер удостоверяет, что оно дало разрешение на вывоз одной или нескольких культурных ценностей. Это свидетельство должно прилагаться к одной или нескольким культурным ценностям, вывозимым в соответствии с существующими правилами;
б) запретить вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено вышеупомянутое свидетельство;
в) соответствующим образом довести настоящее запрещение до сведения общественности и, в частности, лиц, которые могут вывозить или ввозить культурные ценности.
Государства - участники настоящей Конвенции обязуются:
а) принимать все необходимые меры, в соответствии с национальным законодательством, направленные на предотвращение приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями, расположенными на их территориях, культурных ценностей, происходящих из другого государства-участника Конвенции, которые были незаконно вывезены после вступления в силу настоящей Конвенции. Всякий раз, когда это возможно, информировать государство, откуда происходит эта культурная ценность и которое является участником настоящей Конвенции, о предложении вернуть подобную культурную ценность, незаконно вывезенную из этого государства после вступления в силу настоящей Конвенции в обоих государствах;
б) Далее:
1) запрещать ввоз культурных ценностей, похищенных из музея или религиозного, или светского исторического памятника, или подобного учреждения другого государства-участника настоящей Конвенции после вступления настоящей Конвенции в силу в заинтересованных государствах, при условии, что такая ценность числится в описи предметов, принадлежащих данному учреждению;
2) по требованию государства-участника предпринимать соответствующие шаги для обнаружения и возвращения любой подобной культурной ценности, вывезенной после вступления настоящей Конвенции в силу в обоих заинтересованных государствах при условии, однако, что государство, обращающееся с просьбой, выплачивает справедливую компенсацию добросовестному покупателю или лицу, которое имеет действительное право на эту ценность. Просьбы относительно розыска и возвращения направляются через дипломатические каналы. Требующая сторона представляет за свой счет документацию и другие доказательства, необходимые для установления права на требование в отношении розыска и возвращения. Стороны не облагают никаким таможенными сборами культурные ценности, возвращаемые в соответствии с настоящей статьей. Все расходы, связанные с возвращением одной или нескольких упомянутых культурных ценностей, несет требующая сторона.
Более того, государства - участники настоящей Конвенции обязуются:
а) ограничивать посредством образования, информации и бдительности перевозку культурных ценностей, незаконно вывезенных из любого государства-участника настоящей Конвенции, и в зависимости от условий каждой страны вменить антикварам в обязанность, под угрозой уголовных санкций, ведение реестра, в котором указывать происхождение каждой культурной ценности, фамилию и адрес поставщика, описание и стоимость каждой проданной вещи, а также информировать покупателей культурных ценностей о возможном распространении запрещения о вывозе на эти ценности;
б) стремиться с помощью просветительных средств создавать и развивать в глазах общественного мнения сознание значения культурных ценностей и угрозы культурному наследию, которую представляет кража, тайные раскопки и незаконный вывоз.
Государства обязуются, кроме того, в соответствии с законодательством каждого государства:
а) предупреждать всеми надлежащими средствами передачу права собственности на культурные ценности, способствующую незаконным ввозу или вывозу этих ценностей;
б) принимать меры к тому, чтобы их компетентные службы сотрудничали в целях по возможности наиболее быстрого возвращения законным собственникам незаконно вывезенных культурных ценностей;
в) допускать предъявление иска, направленного на возвращение утерянных или украденных культурных ценностей, со стороны или от имени законного собственника;
г) признавать, кроме того, неотъемлемое прав о каждого государства-участника настоящей Конвенции классифицировать и объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми, которые ввиду этого не должны вывозиться, и содействовать возвращению заинтересованным государствам таких культурных ценностей в том случае, если они ранее были вывезены.
Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей и порядок проведения художественной экспертизы и контроля:
Министерство по делам культуры и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан в пределах своей компетенции осуществляют государственное регулирование и контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей. Вопросы, требующие оперативного решения по регулированию и контролю за вывозом и ввозом культурных ценностей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов и уполномоченными сотрудниками Министерства по делам культуры. Право доступа сотрудника министерства в зону таможенного контроля для осуществления своих функций производится по согласованию с руководителем таможенного органа.
Для получения свидетельства на право вывоза или временного вывоза культурных ценностей из Республики Узбекистан их владелец обязан заблаговременно подать в Министерство по делам культуры письменное заявление установленной формы, список и две фотографии каждого заявленного к вывозу предмета, а также представить сами предметы. Для вывоза изделий массового и серийного производства, а также музыкальных инструментов, имеющих заводские паспорта, фотографий не требуется. Для вывоза произведений печати представляется два экземпляра списка.
Заявленные культурные ценности рассматриваются уполномоченными искусствоведами-экспертами. В необходимых случаях к экспертизе могут быть привлечены и внештатные эксперты из числа высококвалифицированных специалистов на договорной основе. В особых случаях созывается консилиум экспертов, состав которых утверждается Министерством. Осмотр предметов и подготовка экспертного заключения о возможности их вывоза производится в отсутствии владельца предметов, однако он может быть вызван для выяснения возникших вопросов. Заключения экспертов имеют рекомендательный характер и учитываются при принятии окончательного решения по выдаче свидетельств на вывоз культурных ценностей. В случае необходимости экспертиза предметов может производиться по месту их нахождения.
Свидетельство на право вывоза пли временного вывоза культурных ценностей из Узбекистана подписывается уполномоченным сотрудником Министерства по делам культуры. Оно действительно в течение трех месяцев со дня выдачи. В необходимых случаях предъявляются документы, подтверждающие установленную законом форму отчуждения данного предмета от прежнего владельца, а также удостоверяющие их стоимость (чеки, квитанции и т.п.).
Согласно порядку, срок проведения художественной экспертизы не должен превышать 10 дней и зависит от количества заявленных к вывозу предметов, их состояния и степени сложности экспертизы. Министр по делам культуры Республики Узбекистан и уполномоченные лица по выдаче свидетельств на вывоз культурных ценностей несут персональную ответственность за соблюдение установленных правил.
Порядок вывоза или временного вывоза культурных ценностей:
При оформлении вывоза на бланке свидетельства и на каждом листе списка разрешенных к вывозу культурных ценностей, на обороте их фотографий проставляется штамп установленного образца с указанием номера свидетельства, даты его выдачи, подписи уполномоченного лица, выдавшего свидетельство. На обороте разрешенных к вывозу произведений изобразительного искусства проставляется штамп, а разрешенные к вывозу музыкальные инструменты и ковровые изделия пломбируются. Первый комплект списка с фотографиями хранится в Министерстве по делам культуры, второй вместе со свидетельством выдается владельцу для предъявления таможенным органам.
При выезде на постоянное место жительства паспорта на музыкальные инструменты не оформляются. Свидетельство выдается на основании консилиума экспертов. Для современных фортепианных инструментов производства стран СНГ экспертное заключение не требуется. Для получения свидетельства о временном вывозе культурных ценностей государственными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами подается заявление, к которому прилагаются:
При получении свидетельства о временном вывозе культурных ценностей иными юридическими лицами к заявлению прилагаются:
Для получения свидетельства о временном вывозе культурных ценностей физическими лицами к заявлению прилагается страховой полис (свидетельство, сертификат, квитанция) договора имущественного страхования временно вывозимых культурных ценностей с обеспечением всех случаев страховых рисков.
При возвращении упаковка временно вывезенных культурных ценностей вскрывается в присутствии уполномоченных сотрудников и членов экспертного совета Министерства по делам культуры и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и предметы подвергаются художественной экспертизе на предмет соответствия их состава и количества, а также идентичности их качественных характеристик.
Для получения свидетельства на временный вывоз музыкальных инструментов и смычков должны предъявляться также специальные паспорта, содержащие сведения об инструменте и смычке, необходимые для установления факта вывоза и последующего ввоза этого же инструмента. При каждом вывозе и ввозе инструмента владелец предъявляет этот паспорт таможенным органам для проставления регистрационных отметок и заполнения иных таможенных документов.
Списки, фотографии и свидетельства, предъявленные гражданами таможенным органам при выезде, подлежат хранению в установленном порядке. На следующие культурные ценности, созданные за последние 50 лет, не требуется свидетельства на право их вывоза:
Запрещается вывоз предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней в контейнерных, грузовых и почтовых отправлениях. Разрешенные к вывозу изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней вывозятся непосредственно их владельцем.
Министерство по делам культуры Республики Узбекистан имеет право в необходимых случаях:
Порядок ввоза культурных ценностей:
Культурные ценности, временно ввозимые в Республику Узбекистан иностранными гражданами (в том числе главами иностранных дипломатических и консульских представительств) и другими лицами, должны указываться в соответствующих таможенных документах и списках. Культурные ценности вместе с тремя экземплярами списков предъявляются владельцем или его доверенным лицом уполномоченным сотрудникам Министерства по делам культуры.
На списках проставляются специальные штампы и подпись уполномоченного сотрудника Министерства, после чего списки заверяются штампом и подписью сотрудника таможенного органа. Один экземпляр списка выдается владельцу, другие хранятся в учреждениях художественной экспертизы и в таможенных органах.
Списки культурных ценностей, предъявленных при ввозе в Узбекистан и зарегистрированных в установленном порядке, а также паспорта на музыкальные инструменты и смычки с отметками таможенных органов являются основанием для их беспрепятственного вывоза из Республики Узбекистан.
Специальный сбор за проведение художественной экспертизы и оформление документов:
За проведение художественной экспертизы культурных ценностей уплачивается специальный сбор, который поступает на расчетные счета соответствующих учреждений Министерства по делам культуры Республики Узбекистан, проводивших экспертизу. При определении его размера учитывается сложность анализа, объем работы, количество предметов и качественные характеристики культурных ценностей.
В тоже время при художественной экспертизе культурных ценностей, независимо от возможности их вывоза, с заявителя взимается специальный сбор в полном размере. Экспертиза и составление заключения на задержанные или конфискованные соответствующими государственными органами культурные ценности производится без взимания оплаты. Сроки проведения экспертизы по задержанным и конфискованным культурным ценностям устанавливаются до 15 дней.
Средства, поступающие от взимания специального сбора за проведение художественной экспертизы и оформление документов, используются на развитие материально-технической базы, рекламно-издательскую работу, оплату по договорам с внештатными экспертами и привлекаемыми специалистами, а также на улучшение социально-экономических условий работников. Согласно статье 22 "Таможенные платежи на культурные ценности" Закона, "Таможенные платежи при вывозе и ввозе культурных ценностей взимаются в порядке, установленном законодательством.
Таблица № 2. Нормы отказа или запрета на вывоз культурных ценностей
Отказ в выдаче свидетельства о временном вывозе культурных ценностей | Защита временно вывезенных культурных ценностей |
Свидетельство о временном вывозе культурных ценностей не выдается в случаях, если: - не представлены предусмотренные документы; - состояние культурных ценностей, заявленных к временному вывозу, не позволяет изменять условия их хранения; - не определен собственник культурных ценностей, заявленных к временному вывозу; - культурные ценности являются предметом спора о праве собственности; - в стране, в которую предполагается осуществить временный вывоз культурных ценностей, произошло стихийное бедствие или возникли другие обстоятельства, препятствующие обеспечению сохранности временно вывозимых культурных ценностей. |
Защита временно вывезенных из Республики Узбекистан культурных ценностей осуществляется дипломатическими представительствами Республики Узбекистан в стране пребывания. Запрещается ввоз под видом культурных ценностей предметов, направленных на подрыв конституционного строя и государственной независимости, нарушение территориальной целостности, пропагандирующих войну, терроризм, насилие, религиозный экстремизм, расизм, а также материалов порнографического содержания. Культурные ценности, в отношении которых объявлен розыск, подлежат задержанию с целью их последующего возвращения законным собственникам. |
С целью предотвращения приобретения незаконно вывезенных из других стран, похищенных или незаконно приобретенных культурных ценностей государственные музеи, архивы, библиотеки, иные государственные хранилища обязаны иметь необходимую информацию об их происхождении. В таблице № 2 представлены положения, когда заявителю отказывают в вывозе культурных ценностей.
Реализация, транзит и возвращение культурных ценностей и пересылка их в почтовых отправлениях:
Реализация культурных ценностей, не подлежащих вывозу, производится только после письменного предупреждения покупателя о невозможности вывоза этих ценностей за пределы Республики Узбекистан. Представление культурных ценностей на публичные торги (аукционы) осуществляется по согласованию с Министерством по делам культуры Республики Узбекистан. Юридические лица, участвующие в реализации культурных ценностей, обязаны получить соответствующее разрешение.
При транзите культурных ценностей через территорию Республики Узбекистан таможенным органам представляется документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно с целью транзита на условиях, определяемых таможенным законодательством и международными договорами Узбекистана. Пересылка культурных ценностей в почтовых отправлениях производится в порядке, установленном законодательством.
Добросовестный приобретатель культурных ценностей, вывезенных незаконно из других стран, похищенных или утерянных в других государствах, должен их возвратить законному собственнику. В таких случаях добросовестному приобретателю выплачивается компенсация в установленном порядке. Возвращенные в культурные ценности освобождаются от таможенных платежей и иных сборов. Другие расходы по их возврату несет требующая сторона.
Государство принимает меры по истребованию незаконно вывезенных и подлежащих возвращению в республику культурных ценностей. На требования о возврате культурных ценностей, незаконно вывезенных за пределы Узбекистан до провозглашения ее независимости, не распространяются сроки исковой давности. Собственники возвращенных культурных ценностей освобождаются от уплаты таможенных платежей и специального сбора при их обратном ввозе.
Кодексом об административной ответственности в статье 64 "Нарушение правил охраны и использования памятников истории или культуры" предусмотрено: "Умышленное нарушение правил охраны и использования памятников истории или культуры, - влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех, а на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров заработной платы".
Подготовил Алишер ТАКСАНОВ, Ассоциация путешественников "Рабат Малик", Ташкент