(495) 628-0875
Регистрация
Главная Спецпредложения Заметки путешественника Контакты
ОПРОС
Море это -
Пляж
Кафе
Дискотеки
Активный отдых

АРХИВ
Октябрь 2020 (2)
Сентябрь 2020 (2)
Июль 2020 (1)
Апрель 2020 (1)
Март 2020 (5)
Февраль 2020 (5)

Валютный контроль

ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ: ФОРМАЛЬНОСТИ ДЛЯ ТУРИСТА

Валютный контроль Международный туризм расценивается абсолютным большинством стран как широкий канал для ввоза иностранной валюты. Законодательства государств, касающиеся валютного контроля за иностранными гражданами, поощряют, как правило, неограниченный ввоз и обмен по официальному местному курсу иностранной валюты (особенно "твердой"), в том числе иностранных банкнот, чеков, аккредитивов и т.д. При этом туристы обязаны регистрировать ввозимые валютные ценности, так как вывоз незарегистрированной валюты обратно запрещен почти во всех странах.

В Узбекистане существует ряд процедур валютного характера, выполнение которых является обязательными как для резидентов, так и нерезидентов республики.

При валютном контроле применяются следующие термины:

  • резиденты - граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительство в Республике Узбекистан;


  • нерезиденты - лица, не подпадающие под понятие резидента;


  • уполномоченные банки - банки, имеющие лицензию Центрального Банка Республики Узбекистан на проведение операций в иностранной валюте;


  • разрешение (банковское) - справка установленной формы, выдаваемая Центральном Банком Республики Узбекистан или уполномоченными банками, является основанием для вывоза наличной иностранной валюты за пределы Республики Узбекистан;


  • валютные операции - операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты, а также денежной единицы Республики Узбекистан, при осуществлении внешнеэкономической деятельности; ввоз и пересылка в Республику Узбекистан из-за границы, а также вывоз и пересылка из Республики Узбекистан за границу валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов.


  • валютные ценности - иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте - фондовые ценности (акции, облигации идругие); платежные документы в иностранной валюте (чеки, векселя, аккредитивы и другие);драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих металлов, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных изделий и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.


  • иностранная валюта - 1) иностранные денежные знаки в виде банкнот, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки Республики Узбекистан; 2) средства на счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах;


  • наличная иностранная валюта - иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки, подлежащие обмену на денежные знаки этого же иностранного государства.
  • Специфика валютных операций:

    Валютный контрольВ Республике Узбекистан валютные процедуры регулируются законами и подзаконными актами. Так, установлено, что органом государственного валютного регулирования является Центральный банк, который:

  • определяет порядок обращения в Республике Узбекистан иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;


  • устанавливает механизм определения курса национальной валюты к иностранной валюте;


  • определяет порядок открытия и ведения счетов в банках на территории Республики Узбекистан в национальной валюте нерезидентами и в иностранной валюте резидентами и нерезидентами;


  • определяет порядок открытия юридическими лицами - резидентами счетов в банках за пределами Республики Узбекистан;


  • определяет порядок покупки и продажи резидентами и нерезидентами иностранной валюты за национальную валюту на территории Республики Узбекистан;


  • проводит все виды валютных операций в Республике Узбекистан и за ее пределами;


  • устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на проведение операций в иностранной валюте, выдает и отзывает такие лицензии, а также осуществляет надзор и регулирование их деятельности;


  • устанавливает предельный срок обычных краткосрочных банковских и кредитных механизмов, связанных с осуществлением текущих международных операций;


  • устанавливает размер умеренных сумм выплат в счет погашения кредитов, займов или в счет амортизации прямых инвестиций;


  • устанавливает порядок проведения операций с производными финансовыми инструментами, связанными с иностранной валютой;


  • устанавливает порядок проведения отдельных валютных операций, связанных с движением капитала;


  • ведет и публикует реестр уполномоченных банков;


  • устанавливает лимиты открытой валютной позиции для уполномоченных банков;


  • готовит и публикует статистику валютных операций в соответствии с принятыми международными стандартами;


  • устанавливает размер и порядок осуществления резидентами обязательной продажи части выручки в иностранной валюте;


  • принимает нормативные акты по вопросам валютного регулирования, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
  • Таким образом, туристу следует знать, что Центральный банк определяет перечень иностранных валют, с которыми допускается проведение валютно-обменных операций в обменных пунктах на территории страны, исходя из их конвертируемости на международных валютных рынках и стабильности курсов. Для этого была создана рабочая группа по мониторингу за спросом и предложением иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, Кроме того, по указанию правительства состоялась аттестация работников обменных пунктов уполномоченных банков на знание правил осуществления валютно-обменных операций с последующей выдачей аттестационных свидетельств, это должно улучшить качеству услуг для граждан, желающих обменять валюту.

    Следует подчеркнуть, что производными финансовыми инструментами, связанными с иностранной валютой (валютные деривативы), являются договоры по купле-продаже иностранной валюты, по которым исполнение обязательств может осуществляться через определенный срок или в зависимости от значения или изменения курса иностранной валюты. Операции по производным финансовым инструментам, связанным с иностранной валютой, осуществляются:

  • уполномоченными банками между собой или с иностранными банками без ограничений в пределах лимита открытой валютной позиции;


  • клиентами банков с уполномоченными банками в случае, если заключение договора связано с осуществлением текущих международных операций.
  • Заметим, что уполномоченные банки вправе:

  • проводить в пределах лимита открытой валютной позиции на территории Республики Узбекистан операции по покупке и продаже иностранной валюты, в том числе с производными финансовыми инструментами, непосредственно между собой, со своими клиентами, через валютные биржи, а также на международных рынках;


  • иметь корреспондентские и иные счета в банках Республики Узбекистан и иностранных банках;


  • открывать обменные пункты для проведения операций по покупке и продаже физическим лицам наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.
  • Эти учреждения осуществляют покупку и продажу наличной иностранной валюты и платежных документов у физических лиц - резидентов и нерезидентов через обменные пункты в соответствии с Положением об обменном пункте. Они до начала работы обеспечивают кассиров бланками строгой отчетности и авансом в сумах и иностранной валюте в размере, достаточном для функционирования пункта в течение дня. Кроме того, им поручено осуществлять прием начичной иностранной валюты в установленных законодательством порядке для зачисления на депозитные счета юридических и физических лиц-резидентов и нерезидентов (см. таблицу № 1).

    Таблица № 1. Открытие счетов резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан

    Счета резидентов Счета нерезидентов на территории Республики Узбекистан
    Резиденты могут открывать счета в иностранной валюте в уполномоченных банках на территории Узбекистан в порядке, установленном Центральным банком. Средства в иностранной валюте юридических лиц - резидентов хранятся на валютных счетах в этих банках и используются ими самостоятельно в соответствии с законодательством.

    Иностранная валюта, получаемая юридическими лицами - резидентами, в том числе валютная выручка от экспорта товаров (работ, услуг), подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Республики Узбекистан.

    Юридические лица - резиденты вправе открывать и использовать счета в национальной валюте и иностранной валюте в банках за пределами Узбекистана в порядке, установленном Центральным банком республики.

    Открытие и использование физическими лицами - резидентами, дипломатическими и иными представительствами Узбекистана, а также представительствами организаций республики за границей, не осуществляющими хозяйственную или иную коммерческую деятельность, счетов за пределами Узбекистана допускается только на период их пребывания и деятельности за границей. По завершении их пребывания или деятельности за границей счета подлежат закрытию и остатки средств на счетах переводятся в Республику Узбекистан.

    Физические лица - нерезиденты, временно находящиеся в Республике Узбекистан, иностранные дипломатические и иные официальные представительства, международные организации и их филиалы, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иностранных организаций в республике, не осуществляющие хозяйственную или иную коммерческую деятельность, вправе открывать и использовать счета в национальной валюте и иностранной валюте в уполномоченных банках на территории Республики Узбекистан.

    Иностранные банки - корреспонденты уполномоченных банков имеют право на открытие корреспондентских и иных счетов в национальной валюте и иностранной валюте в уполномоченных банках.

    Согласно нормативно-правовым актам, деятельность обменных пунктов осуществляется только при наличии соответствующих детекторов, тестеров, другого необходимого современного оборудования для определения подлинности иностранных валют. При этом покупка иностранной валюты в обменных пунктах производится без ограничений. Подчеркнем, то валютно-обменные операции осуществляются уполномоченными банками за счет собственных (включая ранее купленные через обменные пункты) и привлеченных средств, в том числе за счет покупки средств клиентов, остающихся после осуществления обязательной продажи валютной выручки, а также на межбанковском валютном рынке.

    Наряду с продажей наличной иностранной валюты через обменные пункты физическим лицам - резидентам осуществляется и выдача на сумму купленной валюты дорожных чеков, эмитированных авторитетными иностранными банками и финансовыми институтами. В тоже время обмен уполномоченными банками дорожных чеков туристам осуществляется по их желанию на наличную национальную валюту или наличную иностранную валюту по курсу покупки в обменных пунктах на дату совершения операции. Следует заметить, что в целях предотвращения незаконного оборота наличной иностранной валюты и обращения поддельных банкнот сотрудники обменных пунктов/банков обязаны своевременно предоставлять соответствующую информацию Министерству внутренних дел, Службе национальной безопасности и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан.

    Таблица № 2. Валютные операции и движение капитала

    К текущим международным операциям относятся: К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся все операции, не являющиеся текущими международными операциями, в том числе:
    - все платежи, подлежащие выплате в связи с ведением внешней торговли, иной текущей деятельности, включая услуги, а также в связи с работой обычных краткосрочных банковских и кредитных механизмов;

    - платежи, подлежащие выплате в форме процентов и иных доходов, в том числе по банковским вкладам, кредитам, лизингу, а также в форме чистого дохода от иных инвестиций;

    - выплаты умеренных сумм в счет погашения кредитов, займов или в счет амортизации прямых инвестиций;

    - умеренные суммы переводов неторгового характера. К переводам неторгового характера относятся:

    a) выплата заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов;

    б) оплата расходов, связанных с командированием работников за пределы Республики Узбекистан;

    в) оплата обучения и лечения;

    г) оплата содержания дипломатических и иных представительств Узбекистана в иностранных государствах, а также ее постоянных представительств при межгосударственных или межправительственных организациях;

    д) платежи, связанные с нотариальными и следственными действиями, а также оплата государственной пошлины в связи с осуществлением указанных действий и рассмотрением дел в судах;

    е) выплаты денежных средств на основании решений суда, арбитража, а также следственных и других правоохранительных органов;

    ж) платежи за участие в международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, спортивных и культурных мероприятиях, а также в других международных встречах, выставках и ярмарках, за исключением инвестиционных и материальных затрат;

    з) платежи, связанные с погребением умершего;

    и) выплата авторских вознаграждений, уплата патентных пошлин и выплата по обязательствам лицензионных договоров в области интеллектуальной собственности;

    к)взносы в международные некоммерческие организации;

    л) иные операции, устанавливаемые Центральным банком Республики Узбекистан.

    Текущие международные операции и связанные с ними покупка или продажа иностранной валюты осуществляются без ограничений.

    - осуществление инвестиционной деятельности;

    - получение и предоставление кредитов, осуществление лизинговых операций;

    - покупка и продажа недвижимости;

    - привлечение из иностранных государств и размещение в иностранных государствах средств на счета и во вклады.

    Привлечение в Республику Узбекистан прямых иностранных инвестиций и их репатриация, а также реализация прав, приобретенных в связи с осуществлением прямых иностранных инвестиций, осуществляются без ограничений.

    Валютные операции, связанные с движением капитала по приобретению и строительству за пределами страны объектов недвижимости для нужд дипломатических и иных представительств Узбекистан, осуществляются по решению Кабинета Министров республики.

    Порядок приобретения и продажи недвижимости нерезидентами на территории Узбекистана устанавливается правительством.

    Порядок обращения на территории республики ценных бумаг в иностранной валюте, приобретения резидентами ценных бумаг в иностранной валюте, а также приобретения нерезидентами ценных бумаг, эмитированных резидентами, устанавливается уполномоченным государственным органом по регулированию и координации рынка ценных бумаг совместно с Центральным банком.

    Валютные операции, связанные с движением капитала, не предусмотренные выше, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком.

    Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты и национальной валюты:

    Ввоз физическими лицами наличной иностранной валюты на территорию Республики Узбекистан осуществляется без ограничений. Физические лица - резиденты могут без предъявления документов, подтверждающих право на вывоз, единовременно вывозить из Республики Узбекистан наличную иностранную валюту в размере, установленном законодательством.

    Вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами - резидентами сверх размера, установленного законодательством, осуществляется при наличии выдаваемых им Центральным банком Республики Узбекистан или уполномоченными банками документов, подтверждающих право на вывоз наличной иностранной валюты из Узбекистана.

    Заметим, что физические лица - нерезиденты могут единовременно вывозить из республики наличную иностранную валюту:

  • в пределах ввезенной наличной иностранной валюты, в соответствии с таможенной декларацией;

  • сверх ввезенной наличной иностранной валюты при наличии выдаваемых Центральным банком Республики Узбекистан и уполномоченными банками документов, подтверждающих их право на вывоз наличной иностранной валюты.
  • Законом запрещается проведение юридическими лицами - резидентами и нерезидентами, за исключением Центрального банка Республики Узбекистан и уполномоченных банков, операций по ввозу и вывозу наличной иностранной валюты и национальной валюты.

    Органами валютного контроля в Республике Узбекистан являются Центральный банк, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан. Они в пределах своей компетенции осуществляют в установленном порядке контроль за соответствием законодательству валютных операций, проводимых в стране резидентами и нерезидентами.

    Для обменного пункта является обязательным наличие детекторов, тестеров, другого необходимого современного оборудования для определения подлинности иностранных валют, сейфов, телефонной связи, охранно-пожарной сигнализации, счетно-вычислительной и компьютерной техники, а также инструктивных, контрольных и справочных материалов, порядок их хранения.

    Работники уполномоченных банков и обменных пунктов несут ответственность за подлинность и платежность принятых ими денежных знаков и платежных документов в иностранной валюте. Подлинность и платежность наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте определяется по информационным, контрольным и справочным материалам, а также с применением современных технических средств.

    Процедура вывоза валюты:

    Основанием для вывоза нерезидентом наличной иностранной валюты сверх суммы, указанной в таможенной декларации формы Т-6 (заполненной при ввозе и заверенной сотрудником таможенного органа) или удостоверение ТС-28 (выданное таможенным органом при ввозе наличной иностранной валюты в размере, превышающем эквивалент $5 тыс. ), является разрешение (банковское), которое остается в делах таможенного органа для целей контроля.

    Вывоз наличной иностранной валюты из Республики Узбекистан физическими лицами-резидентами сверх суммы, эквивалентной $2000 (двум тысячам) осуществляется с разрешения Центрального банка Республики Узбекистан или уполномоченных банков ф. N 09006.

    Вывоз наличной иностранной валюты физическим:

  • лицам-резидентам сверх суммы, эквивалентной $5000 (пяти тысячам) осуществляется только с разрешения Центрального банка Республики Узбекистан по ф. N 09006-1 в установленном законодательством порядке;


  • лицами-нерезидентами за пределы Узбекистана разрешается в пределах суммы, завезенной в республику в соответствии с таможенной декларацией. Вывоз сверхсумм, указанных в таможенной декларации при въезде в Республику Узбекистан, допускается с возможен тоже только по указанию Центрального банка или уполномоченных банков. При этом передача разрешения на вывоз наличной иностранной ватюты другим лицам не допускается.
  • Операции по замене поврежденных денежных знаков иностранного государства и операции по размену:

    Подразделения уполномоченных банков могут осуществлять операции по замене поврежденных денежных знаков иностранного государства на не поврежденные денежные знаки того же иностранного государства. При этом данные знаки признаются поврежденными при наличии дефектов или на основаниях, указанных в таблице № . Денежные банкноты, вызывающие сомнение в их подлинности, оформляются в соответствии с требованиями Центрального банка.

    Указанные операции осуществляются путем заполнения квитанции ф. N 09012. Первый экземпляр квитанции выдается клиенту, второй - подшивается в документы дня. Операции по замене поврежденных денежных знаков иностранного государства на неповрежденные денежные знаки того же государства учитывается в отдельном журнале, в котором указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес клиента, а также вид валюты, номинал, год выпуска, номера и серии, банк-эмитент и другие специфические особенности денежных знаков (см. таблицу № 3).

    Таблица № 3. Определение платежности денежных знаков и платежных документов в иностранной валюте

    Денежные знаки и платежные документы в иностранной валюте признаются платежными в следующих случаях: Денежные знаки и платежные документы в иностранной валюте признаются поврежденными при наличии одного из ниже перечисленных дефектов:
    а) сохранившие основные признаки платежности: наименование эмиссионного банка, номер и серия, достоинство цифрами и прописью, основной рисунок (портрет) лицевой и оборотной стороны, а также элементы защиты от подделки (водяной знак, магнитные метки, внедренные в бумагу цветные волокна, включая видимые в ультрафиолетовых лучах, конфетти, защитные нити, микротекст, люминесцирующие рисунки и другие);

    б) имеющие потертости и загрязнения;

    в) имеющие подклеенные оторванные углы или куски (площадью не более 1-2 квадратных сантиметров), если оторванные части безусловно принадлежат данной банкноте;

    г) имеющие заклеенные незначительные надрывы, если они не превышают одну четвертую часть ширины банкноты;

    д) имеющие мелкие масляные и другие пятна, надписи и отпечатки штампов (кроме свидетельствующих о том, что банкнота является не подлинной), в случае если они не препятствуют определению подлинности банкнот и не перекрывают в значительной степени (более 50%) одного из основных признаков платежности, указанных в подпункте "а";

    е) банкноты, имеющие проколы с диаметром отверстий не более 1 мм;

    ж) денежные знаки, объявленные банком - эмитентом соответствующего иностранного государства к выводу из обращения, до официально объявленной даты включительно. После даты вывода из обращения указанные денежные знаки объявляются банком - эмитентом неплатежными и принимаются им только на инкассо.

    а) разорванные на части и склеенные, если их части бесспорно принадлежат одному и тому же билету;

    б) не сохранившие основных признаков платежности;

    в) изменившие первоначальную окраску или обесцвеченные;

    г) обожженные или прожженные;

    д) залитые полностью или в значительной степени краской, чернилами, маслом;

    е) подвергнутые воздействию химических реактивов, в том числе реактивов, приведших к свечению бумаги в ультрафиолетовых лучах;

    ж) имеющие значительные повреждения умышленного характера (изменены основные рисунки, в частности номинал и портреты людей; удалена защитная нить; наличие значительных надписей, в том числе видимых в ультрафиолетовых лучах);

    з) банкноты, имеющие явный печатный брак (отсутствие или ненадлежащее расположение водяного знака или защитной нити, непропечатка или смазанность изображений);

    и) изменившие геометрические размеры более чем на 3 мм как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

    Поврежденные денежные знаки иностранных государств (вызывающие сомнения в их подлинности, половина банкнот без другой половины) могут быть приняты учреждениями уполномоченных банков на инкассо, также для отправки в банк-эмитент на экспертизу за счет клиента.

    Прием наличной иностранной валюты от физических лиц на экспертизу:

    Денежные знаки иностранных государств, платежные документы в иностранной валюте, вызывающие сомнение в их подлинности или имеющие явные признаки подделки, предьявителю не возвращаются и подлежат изъятию кассиром подразделения банка. Одновременно клиенту выдается квитанция о приеме на экспертизу денежного билета (платежного документа), вызывающего сомнение в его подлинности по форме N 09005. Первый экземпляр квитанции выдается клиенту, второй - подшивается в документы дня.

    Для определения подлинности денежных знаков и платежных документов, предъявленных на экспертизу, уполномоченным банком организуется экспертная комиссия. По результатам рассмотрения комиссия составляет акт с указанием вида валюты, номинала, года выпуска, номера и серии, банка-эмитента и других специфических особенностей, предъявленных на экспертизу денежных знаков (платежных документов).

    При необходимости, уполномоченные банки могут отправлять денежные знаки и платежные документы, вызывающие сомнение в их подлинности или имеющие явные признаки подделки, на экспертизу в другие уполномоченные банки или иностранные банки-корреспонденты. В случае признания экспертизой подлинности денежного знака (платежного документа) клиенту может быть возвращен денежный знак, выплачена, за вычетом комиссионного вознаграждения, сумма в наличной иностранной валюте или эквивалент в наличных узбекских сумах, либо соответствующая сумма зачислена на валютный или сумовой счет клиента.

    Если денежный знак признается экспертизой не подлинным, предъявителю он не возвращается, и подлежит сдаче, вместе с подтверждающим актом экспертизы, в правоохранительные органы. При этом экземпляр акта экспертизы передается предъявителю не подлинного денежного знака (платежного документа) по его требованию.

    Порядок приема наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте на инкассо :

    Согласно "Правилам совершения операций с наличной иностранной валютой", утвержденного правлением Центрального банка Узбекистана от 5 июля 2000 г. N 474.

    Подразделения уполномоченных банков могут принимать на инкассо наличную иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте от физических лиц - резидентов и нерезидентов, в том числе определенные неплатежными. Их прием производится на основании заявления клиента с взиманием комиссионного вознаграждения за его счет.

    В заявлении указываются фамилия, имя и отчество клиента, его домашний адрес, номер и серия паспорта (либо другого документа, удостоверяющего личность), наименование каждой банкноты или платежного документа в иностранной валюте с указанием номинала, года выпуска, номера и серии, банка-эмитента, а также, при необходимости, другие реквизиты принимаемых на инкассо денежных знаков и платежных документов.

    В рамках данной процедуры клиенту выдается квитанция по ф. N 09004. Она заполняется в двух экземплярах под копировальную бумагу. После получения от иностранного банка - корреспондента возмещения за принятые на инкассо ценности клиенту по его выбору может быть выплачена сумма в наличной национальной или иностранной валюте, либо указанная сумма может быть зачислена на валютный или сумовой счет клиента в банке. О получении возмещения за принятые на инкассо ценности уполномоченный банк своевременно высылает письменное уведомление клиенту по указанному в заявлении адресу.

    В случае отказа иностранного банка-корреспондента от оплаты принятой на инкассо наличной иностранной валюты или платежных документов в иностранной валюте банк высылает клиенту уведомление об отказе иностранного банка в оплате ценностей с приложением копии документа, подтверждающего причину отказа в оплате наличной иностранной валюты, или направленного на инкассо платежного документа.

    Особенности оплаты дорожных чеков иностранных банков

    Поздраделения банка могут производить оплату дорожных чеков иностранных банков в порядке и на условиях, оговоренных в межбанковском соглашении между уполномоченными банками и иностранными банками эмитентами и не эмитентами, при наличии в учреждениях банков контрольных материалов (образцов дорожных чеков, правил и оплаты). Следует сказать, что дорожный чек является платежным документом, содержащим в своем тексте наименование "дорожный чек", наименование банка-эмитента, подписей его уполномоченных должностных лиц, обязательство банка-эмитента о выплате определенной суммы в иностранной валюте или в сумах, а также образец подписи владельца чека, учиняемой при оплате чека. В дорожном чеке может проставляться отметка о месте и дате продажи.

    Данные чеки с определенным сроком действия оплачиваются в течение этого срока. Просроченные чеки или чеки банка-эмитента, которые не предусмотрены в межбанковских соглашениях, могут быть приняты только на инкассо.

    Отметим то правило,согласно которому дорожные чеки оплачиваются только первоначальному владельцу, образец подписи которого имеется на чеке. Оплата производится в полной сумме, частичная оплата чека не допускается.

    Банки обязаны следить за всеми изменениями, происшедшими в форме, реквизитах и порядке оплаты дорожных чеков иностранных банков и сообщают о них своим учреждениям информационными письмами. Эти информационные письма хранятся в досье вместе с контрольными материалами иностранных банков (образцы дорожных чеков и инструкции об их оплате). Аннулированные контрольные материалы погашаются надписью: "Аннулировано, основание: информационное письмо от "_"______ _ г. "__". После этого указанные материалы изымаются из досье соответствующего иностранного банка и помещаются в дело аннулированных материалов по оплате дорожных чеков.

    Дорожные чеки оплачиваются работниками учреждений банков. При приеме от клиента чека проверяется тождественность этого документа с имеющимся образцом, образец подписи владельца чека, а также проверяется, не значится ли чек в списках утраченных и фальшивых. После установления платежности чека и его тождественности образцу работник предлагает клиенту в своем присутствии расписаться на чеке в специально отведенном для этого месте.

    Если подпись клиента окажется не тождественной образцу подписи на чеке, работник банка предлагает ему расписаться несколько раз на обороте чека и в случае, если эти подписи не будут соответствовать образцу, сличает образец подписи на паспорте. Если образец подписи на чеке и подпись в паспорте будут тождественны, работник банка записывает реквизиты паспорта на обороте чека, заверяет эту подпись и оплачивает чек. В противном случае чек может быть принят только на инкассо.

    В случае, если на дорожном чеке вместо образца подписи владельца указаны его фамилия, имя, номер паспорта, оплата чека производится после идентификации личности клиента по паспорту, реквизиты которого записываются на обороте чека и заверяются работником банка. А при предъявлении клиентом одновременно нескольких таких чеков, отметка о предъявленном документе проставляется на одном из них.

    Оплаченные дорожные чеки направляются с сопроводительными письмами банкам-эмитентам для проверки и приема к оплате в соответствии с имеющейся договоренностью.

    Оформление операций по выдаче и приему наличной иностранной валюты по пластиковым платежным и кредитным карточкам:

    Подразделения банков осуществляют операции по выдаче и приему наличной иностранной валюты по пластиковым платежным и кредитным карточкам физических лиц - резидентов и нерезидентов, как собственным, так и эмитированным другими (в том числе иностранными и международными) банками, организациями, ассоциациями и обществами платежных систем. Они производят выдачу и прием наличной иностранной валюты по пластиковым платежным и кредитным карточкам, в порядке и на условиях, оговоренных в соглашениях и договорах между уполномоченными и иностранными банками, организациями, ассоциациями обществами платежных систем - эмитентами, при наличии в учреждениях банка контрольных материалов (правила выдачи наличной иностранной валюты по кредитным и дебетным карточкам, образцов карточек, чеков и специального оборудования).

    Прием наличной иностранной валюты от физических лиц - резидентов и нерезидентов для зачисления на счета по пластиковым платежным и кредитным карточкам, эмитированным данным уполномоченным банком, производится на основании заявления клиента на его депозитный счет довостребования, с последующим зачислением на счета по дебетным и кредитным карточкам.

    Уполномоченные банки вправе производить выдачу средств со счетов по кредитным и дебетным карточкам платежными документами в иностранной валюте на основании заявлений клиентов. Одновременно по просьбе клиента может выдаваться разрешение на вывоз наличной иностранной валюты за границу по ф. N 09006. Заметим, что справки ф. N 09006 являются бланками строгой отчетности и хранятся в кассе банка. Они изготавливаются типографским способом и нумеруются, при этом каждая справка состоит из двух экземпляров, имеющих один и тот же порядковый номер. Они выписываются в двух экземплярах под копирку. Первый выдается клиенту, второй - подшивается в документы дня.

    Покупка дорожных чеков обменными пунктами оформляется аналогично операциям по покупке наличной иностранной валюты.

    Порядок приема на депозит и выдачи наличной иностранной валюты юридическим и физическим лицам:

    Уполномоченные банки осуществляют прием начичной иностранной валюты в установленных законодательством порядке для зачисления на депозитные счета юридических и физических лиц-резидентов и нерезидентов. Ее прием происходит на основании заявления на взнос наличной иностранной валюты по форме N 09010, а выдача юридическим лицам - резидентам на командировочные расходы на основании их заявлений по форме N 09011 и подтверждающих документов в соответствии с "Порядком выдачи средств на командировочных расходы при командировках работников министерств, ведомств, предприятий и организаций за пределы Республики Узбекистан" .

    Эти банки вправе также осуществлять выдачу наличной иностранной валюты на другие цели, предусмотренные законодательством и нормативными актами Центрального банка Республики Узбекистан. По просьбе клиента полагается выдавать разрешение на вывоз наличной иностранной валюты за границу. Для получения разрешения уполномоченные банки обращаются в Центральный банк Республики Узбекистан с ходатайством с указанием валюты, суммы, страны ввоза и/или вывоза иностранной валюты и наименования зарубежного банка-корреспондента, целей ввоза или вывоза наличной иностранной - валюты.

    Средства со счетов физических лиц - резидентов по их заявлениям могут быть выплачены наличной иностранной валютой (платежными документами в иностранной валюте) в установленном порядке, не позднее дня, следующего за днем подачи заявления. Кроме того, по желанию их владельцев, они могут быть выданы международными пластиковыми карточками "У18А", дорожными чеками или перечислены за границу в безналичном порядке. Разрешения на вывоз наличной иностранной валюты за границу могут также выдаваться по просьбе граждан при получении ими кредитов в инсотранной валюте в уполномоченных банках.

    Уполномоченные банки покупат и продают иностранную валюту по свободному курсу, исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Однако правительством установлен максимальный предел отклонения между курсами покупки и продажи наличной иностранной валюты в обменных пунктах в размере до 5%.

    Продажа в обменных пунктах уполномоченных банков наличной иностранной валюты резидентам Узбекистана осуществляется при предъявлении паспорта (вида на жительство в республике, военного билета или удостоверения личности - для военнослужащих) и наличии въездной визы иностранного государства, авиационных или железнодорожных билетов. Обмен узбекских сумов на иностранную валюту нерезидентам производится в пределах суммы ранее произведенного обмена иностранной валюты на сумы при предъявлении ими подтверждающей справки обменного пункта или чека банкомата, а также при представлении других документов, подтверждающих, что сумовые средства получены законным путем в результате осуществления международных текущих операций в соответствии с законодательством .

    Согласно действующему законодательству, вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами-резидентами в сумме, превышающей $5000 в эквиваленте, осуществляется с разрешения Центрального банка Республики Узбекистан.

    Следует предупредить туристов, что нельзя обменивать валюту вне официальных банковских учреждений, так как его могут ожидать неприятности не только с возможным обманом со стороны менял, но и закона, так как предусмотрена административная и уголовная ответственность.

    Порядок ввоза и вывоза наличной национальной валюты Республики Узбекистан:

    Ввоз в Узбекистан и вывоз за пределы республики наличной национальной валюты осуществляются при условии соблюдения таможенных правил и в порядке, установленном действующим законодательством . Следует сказать, что мы не затрагиваем аспекты, связанные с ввозом и вывозом памятных монет из драгоценных металлов, являющихся национальной валютой Республики Узбекистан.

    Вышеуказанные валютные операции для физических лиц - резидентов и нерезидентов разрешается в пределах суммы, не превышающей 50 минимальных размеров заработной платы, установленной в Узбекистане. Вывоз наличной национальной валюты сверх этой суммы допускается с разрешения Центрального банка Республики Узбекистан. Для получения разрешения физическими лицами представляются в Центральный банк следующие документы:

    а) заявление, в котором указывается:

  • фамилия, имя, отчество физического лица;

  • адрес, по которому проживает физическое лицо;

  • вывозимая сумма;

  • цели использования наличной национальной валюты за пределами республики;


  • б) паспорт или удостоверение лица без гражданства и их копии.

    Срок рассмотрения заявлений физических лиц составляет не более 10 дней с даты поступления заявлений. Между тем, условием для выдачи Центральным банком разрешений является представление всех документов, оформленных надлежащим образом и не содержащих недостоверных или искаженных сведений. В свою очередь, может быть отказано в выдаче такого разрешения, если заявитель не соблюдал установленные требования. Разрешение подписывается заместителем председателя Центрального банка Республики Узбекистан, курирующим вопросы денежного обращения.

    В то же время ввоз и вывоз наличной национальной валюты Республики Узбекистан юридическими лицами - резидентами и нерезидентами не допускается, за исключением Центрального банка, а также уполномоченных банков при наличии разрешения Центрального банка. При ввозе и вывозе ими наличной национальной валюты таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются.

    Наличная национальная валюта Республики Узбекистан, перемещаемая физическими лицами через таможенную границу, подлежит декларированию таможенным органом:

  • до 5 минимальных размеров заработной платы - без обязательного внесения в таможенную декларацию формы Т-6;

  • свыше 5 минимальных размеров заработной платы - с обязательным внесением в таможенную декларацию формы Т-6.
  • При ввозе наличной национальной валюты сверх установленной нормы заполняется квитанция ТС-21. Обнаруженная при таможенном контроле поддельная наличная национальная валюта Республики Узбекистан пропуску не подлежит, задерживается и оформляется в порядке, установленном законодательством.

    Порядок выдачи Центральным банком Республики Узбекистан разрешений физическим лицам - резидентам на вывоз за пределы страны наличной иностранной валюты:

    В Узбекистане также действует Положение, которое регулирует порядке выдачи Центральным банком Республики Узбекистан разрешений физическим лицам - резидентам на вывоз за пределы страны наличной иностранной валюты . Оно разработано на основании Законов Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О валютном регулировании", постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июня 2000 года N 250 "О мерах по дальнейшей либерализации валютного рынка и расширению валютно-обменных операций".

    Право на получение разрешения Центрального банка на вывоз за пределы республики наличной иностранной валюты в сумме, превышающей $5000 в эквиваленте, имеют физические лица - резиденты Республики Узбекистан, выезжающие:

    а) по решениям Правительства Республики Узбекистан;
    б) на постоянное место жительства в зарубежные государства;
    г) на обучение и лечение;
    д) в туристические поездки и др.

    Для получения такого разрешения физическими лицами представляются в Центральный банк следующие документы:

    а) заявление, в котором указывается:

  • фамилия, имя, отчество физического лица;

  • адрес, по которому проживает физическое лицо;

  • вывозимая сумма в наличной иностранной валюте;

  • цель выезда за границу;

  • цели использования наличной иностранной валюты за рубежом;

  • дата отъезда и приезда;


  • б) Паспорт и копия листов паспорта, в которых указаны:
  • серия, номер и дата выдачи паспорта;

  • орган, выдавший паспорт;

  • отметка ОВИРа о праве выезда с территории республики (если требуется);

  • въездная виза иностранного государства (если установлен визовый режим);

  • отметка о прописке на территории республики;


  • в) документы, подтверждающие законность приобретения наличной иностранной валюты (справка обменного пункта об обмене наличных сумов, справка уполномоченного банка о снятии иностранной валюты со счетов и вкладов и другие подтверждающие документы);

    г) для командируемых лиц - копии приказов о командировке за границу, писем приглашающей стороны;

    д) для лиц, выезжающих в составе правительственных делегаций - копия распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан;

    е) другие документы, подтверждающие цель выезда за границу.

    Установлен срок рассмотрения заявлений физических лиц - не более 10 дней с даты поступления заявлений в Центральный банк. Условиями для выдачи разрешений являются:

  • представление всех документов, оформленных надлежащим образом и не содержащих недостоверных или искаженных сведений;


  • цель выезда физического лица должна соответствовать одной и указанных в Положении.
  • Центральным банком может быть отказано в выдаче разрешения в случае несоблюдения физическим лицом условий Положения. После рассмотрения представленных документов, при их соответствии, банком выдается документ по форме N 09006-1, который подписывается заместителем Председателя Центрального банка Республики Узбекистан, курирующим вопросы осуществления валютно-обменных операций.

    Правовая ответственность:

    Согласно Кодексу об административной ответственности статьей 170 "Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей" определено: "Незаконное приобретение или сбыт гражданами валютных ценностей, - влечет наложение штрафа от трех до пяти минимальных размеров заработной платы с конфискацией валютных ценностей".

    В рамках Уголовного кодекса статьей 177 "Незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей" предусмотрено: "Незаконное приобретение или сбыт гражданами валютных ценностей, совершенные в значительном размере после применения административного взыскания за такие же действия, - наказываются штрафом до семидесяти пяти минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет.

    Те же действия, совершенные:
    а) повторно или опасным рецидивистом;
    б) в крупном размере;
    в) по предварительному сговору группой лиц, - наказываются штрафом от семидесяти пяти до двухсот минимальных размеров заработной платы или арестом до шести месяцев.

    Те же действия, совершенные:
    а) в особо крупном размере;
    б) организованной группой или в ее интересах, - наказываются штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров заработной платы или лишением свободы до трех лет".

    Другая статья - 178 "Сокрытие иностранной валюты" предусматривает следующее положение: "Умышленное сокрытие иностранной валюты, подлежащей зачислению на счета в уполномоченных банках Республики Узбекистан,лицами, осуществляющими валютные операции на предприятиях, в учреждениях или организациях, - наказывается штрафом от семидесяти пяти до ста минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права от трех до пяти лет либо лишением свободы до пяти лет.

    То же деяние, совершенное:
    а) из корысти;
    б) повторно;
    в) по предварительному сговору группой лиц, - наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет.

    То же деяние, совершенное организованной группой или в ее интересах, - наказывается лишением свободы от восьми до двенадцати лет.

    Подготовил Алишер Таксанов, Ассоциация путешественников "Рабат Малик", Ташкент

    23 сентября 2012

    СТРАНЫ
    Запомнить меня