(495) 628-0875
Регистрация
Главная Спецпредложения Заметки путешественника Контакты
ОПРОС
Как часто Вы отдыхаете заграницей?
Часто
Пару раз в год
Раз в год
Очень редко

АРХИВ
Апрель 2024 (2)
Март 2024 (3)
Февраль 2024 (3)
Январь 2024 (5)
Декабрь 2023 (1)
Ноябрь 2023 (5)

Нормативные основы охоты и рыболовства в Узбекистане

Нормативные основы охоты и рыболовства в Узбекистане

1. ПРАВИЛА ОХОТЫ И РЫБАЛКИ

Нормативные основы охоты и рыболовства в УзбекистанеВ настоящее время на территории Республики Узбекистан функционируют Правила охоты и рыболовства, и их туристам следует выполнять. Поэтому нужно помнить, что все дикие животные, обитающие в состоянии естественной свободы, а также выпущенные в целях разведения в охотничьи и рыболовные угодья, являются государственной собственностью и составляют единый государственный фонд. Исключение составляют дикие животные, выращенные в питомниках, инкубаторах и находящиеся в границах этих хозяйств.

Правила охоты

Охота на диких животных, являющихся объектами спортивно-любительской охоты, на территориях охотничьих хозяйств производится по путевкам (разрешениям) охотопользователей, а на промысловые и другие виды диких животных, а также на все виды животных в охотничьих угодьях резервного госохотфонда - только по разрешениям Госбиоконтроля, Госкомприроды.

При этом необходимо знать, что охотничьими угодьями считаются все земли, воды и леса, являющиеся местом обитания диких животных, на которых в установленном порядке разрешена промысловая, спортивная и любительская охота. В свою очередь, угодья подразделяются на закрепленные охотпользователями и на резервный госохотфонд.

Охотпользователями - пользователями животным миром являются государственные, общественные и другие организации, предприятия, коллективы, которым законодательствам и иными нормативными актами Республики Узбекистан предоставлена возможность пользоваться животным миром, предоставлены права ведения охотничьего хозяйства на закрепленных за ними охотничьих угодьях.

Нормативные основы охоты и рыболовства в УзбекистанеПраво на ведение охотничьего хозяйства предоставляется Госкомприродой в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям и коллективам охотников на основании технико-экономического обоснования, актов о состоянии угодий, численности охотничьих видов животных, договора на соблюдение природоохранного законодательства.

Охотничьи хозяйства подразделяются на: госохотхозяйства, в которых в первую очередь производится заготовка продукции (пушнина, мясо дичи и др.) и сдается государстиву, а также проводится спортивно-любительская охота; на спортивно-любительские охотхозяйства, основным направлением деятельности которых является удовлетворение потребностей граждан.

Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча (отстрел, отлов) диких животных в состоянии естественной свободы, независимо от целей добычи (научные, заготовительные, спортивно-любительские и др.). Нахождение в охотугодьях с оружием в собранном, незачехленном виде, собаками, ловчими птицами, капканами, сетями и другими орудиями добычи животных, либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.

Предприятия, учреждения, организации и коллективы, которым предоставлено право ведения охотничьего хозяйства, обязаны на закрепленных за ними угодьях осуществлять мероприятия по воспроизводству диких животных, охране животных и среды их обитания, и ежегодно представлять информацию о проделанной работе в Госбиоконтроль. Государством устанавливаются определенные барьеры с елью недопущения браконьерства (таблица № 1).

Таблица № 1

Запреты и обязанности охотника

Запрещается: Обязанности охотника:
  • охота ближе 1 км от городов и поселков городского типа, ближе 300 м от других населенных пунктов, ближе 150 м от дорог с автобусным сообщением;


  • нахождение в охотугодьях с оружием (кроме охотсезона) или орудиями охоты, охотничьими собаками (независимо от породы) или ловчими птицами без разрешения на охоту;


  • добывать животных в запрещенное для охоты время;


  • добывать животных сверх установленной нормы;


  • охота на животных, запрещенных к добычи;


  • охота в местах, не указанных в разрешении (путевке, лицензии), заповедниках, национальных парках, заказниках и других природоохранных территориях, если их режимом не разрешена охота на отдельные виды животных, на определенной территории;


  • охота без соответствующих документов (охотбилет, разрешение на охоту, разрешение органов МВД на хранение и ношение оружия) или с просроченными документами, а также с незаполненными разрешениями;


  • охота на диких животных при водных переправах, спасающихся от пожаров, наводнений, бескормицы и других стихийных бедствий;


  • загон животных на лед, глубокий снег, в воду, т.е. в не свойственную данному виду среду;


  • добывание диких животных с применением общеопасных и истребительных орудий и способов: настораживанием ружей, луков, самострелов; устройство ловчих ям; установка петель, крючков, ножей, капканов на копытных; применение взрывчатых, химических и биологических веществ, электротока, сетей с поджиганием растительности;


  • сбор яиц птиц и рептилий, перенос и разорение гнезд, нор, хаток, а также другие действия, препятствующие размножению животных;


  • применение магнитофонов и другой звукозаписывающей аппаратуры для привлечения животных;


  • добывание животных ночью с осветительными приборами и с применением механизированных транспортных средств, а также с автомашин, самолетов, вертолетов, мотоциклов, мопедов, мотодельтопланов; с катеров и моторных лодок с невыключенным мотором и др.


  • Примечание: исключение из данного абзаца составляет промысловый отстрел сайгаков и вредных животных, проводимый по разрешениям Госбиоконтроля;


  • производство охоты в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;


  • проводить охоту на полях сельхозкультур, где производятся работы;


  • стрельба по невидимой цели, на шум;


  • посещение колоний животных без специального разрешения органов охраны природы;


  • содержание в охотхозяйствах собак без намордников, без привязи, или вне вольера за исключением охоты или натаски собак. Владельцы собак несут юридическую ответственность за ущерб, причиненный госохотфонду их собаками;


  • оставлять не потушенные костры, повреждать вывески, аншлаги, кормушки, воложенную подкормку, искусственные гнезда и другие биотехнические сооружения, вырубать или выжигать растительность в охотугодьях. - при получении разрешения, путевки, уточнить границы охотхозяйства и разрешенного участка охоты;


  • соблюдать нормы добычи животных и сроки охоты, проводить охоту в местах, указанных в разрешении;


  • вернуть полученное разрешение, путевку или лицензию по месту получения с отметкой о результате охоты не позднее 5 дней по окончании срока действия и только после этого возможно получить другое разрешение;


  • по окончании охоты (до выезда с охотхозяйства или места охоты) делать отметки о результатах охоты в путевках, разрешениях, лицензиях;


  • не производить стрельбу по невидимой или плохо видимой цели, не стрелять на шум;


  • сдавать промысловую пушнину, добытую на территории республики по промысловому билету в установленном порядке заготовительным организациям в 15-и дневный срок после окончания сезона охоты на данный вид;


  • убирать бытовые отходы на месте стоянки;


  • предъявлять документы, предоставлять возможность досмотра личных вещей и транспортных средств, давать объяснения по требованию лиц уполномоченных контролировать соблюдение настоящих Правил.


  • Браконьерством считается:
    а) охота без документов на охоту (путевка, лицензия, охотбилет, разрешение на право ношение и хранения оружия);

    б) охота на запрещенные к добыванию виды животных;

    в) добыча животных сверх установленной нормы;

    г) охота в запрещенные сроки и в запрещенных местах;

    д) охота с запрещенными орудиями и запрещенными способами.

    Примечание: лица, допустившие браконьерство, в соответствии действующим природоохранным законодательством привлекаются административной или уголовной ответственности.

    Продукцией охоты и рыбной ловли являются: пушнина и шкуры, а также изделия на них, рога, продукты жизнедеятельности (в том числе их производные), мясо, яйца птиц и рептилий, рыба и икра, охотничьи трофеи, а также сами животные, добытые в естественных условиях.

    Продукцией незаконной охоты признается вся продукция охоты, добытая с нарушениями настоящих Правил. Обнаруженная продукция незаконной охоты подлежит изъятию. Живые, незаконно добытые и изъятые животные, либо выпускаются в природу, либо сдаются в организацию, занимающуюся заготовкой диких животных. Выпуск животных актируется с отметкой в протоколе.

    В зависимости от экологической обстановки сроки охоты и нормы отстрела регулируются приказом Госкомприроды РУз. По согласованию с научными организациями Госбиоконтролю предоставляется право корректировать сроки охоты до 30 дней, или закрывать охоту на отдельные виды животных. В тоже время Госкомприроде Каракалпакстана, областным комитетам по охране природы предоставляется право сдвигать на 15 дней сроки охоты, или закрывать охоту на отдельные виды животных. Но при этом следует знать, что в местах постоянных зимовок водоплавающих птиц, таких как Тудакульское, Чимкурганское, Южно-Сурханское водохранилища - охота разрешается по 3-е воскресенье ноября. С другой стороны, три дня недели - вторник, среда, четверг - закрыты для спортивно-любительской охоты на пернатую дичь на всей территории республики, кроме лицензионной охоты на фазанов.

    Виды, на которые не установлены виды отстрела, добываются в количестве согласно оплате независимо от количества дней пребывания на охоте (см. таблицу № 2).

    Таблица № 2

    Сроки охоты и нормы отстрела в Республике Узбекистан:

    ВИД СРОКИ ОХОТЫ НОРМА ОТСТРЕЛА ЗА ВЫЕЗД
    Кабан15 сентября - 30 декабря, на посевах сх по заявкам землепользователей с 15 июляпо лицензии
    Горный козел15 сентября - 30 декабряпо лицензии
    Сайгак1 октября - 15 декабря пром. отстрел
    Косуля1 сентября - 30 ноябряпо лицензии
    Заяц-толай 15 октября - 30 январядве головы
    Дикобраз, барсук15 сентября - 30 ноябряодна голова
    Ондатра1 октября - 15 ноябряпром. охота
    Корсак, хорь, шакал, дикие коты15 ноября - 1 февраляодна голова
    Лисица, норка, каменная куница 15 ноября - 1 февраляпо лицензии
    Перепел3-я суббота августа - 2-е воскресеньев соответствии с оплатой стоимости
    Нутрия дикая15 октября - 15 декабря по лицензии
    Голубиные3-я суббота августа - последнее воскресенье декабря в соответствии с оплатой стоимости
    Кеклик, улар2-я суббота октября - 30 декабряв соответствии с оплатой стоимости
    Фазан2-я суббота октября - 30 декабря по лицензии
    Гуси, утки, бакланыКаракалпакия, Хорезм. Область: - 1-я суббота сентября - 2-е воскресенье декабря. Сурхандарьинская, Кашкадарьинская области:- 1-я суббота октября - последнее воскресенье декабря. На остальной территории 2-я суббота сентября - последнее воскресенье декабряв соответствии с оплатой стоимости
    Кулики, чирки, камышницаКаракалпакия, Хорезмская область: - 2-я суббота августа - 2-е воскресенье декабря. Сурхандарьинская, Кашкадарьинская области:- 1-я суббота сентября - 2-е воскресенье января. На остальной территории 2-я суббота августа - последнее воскресенье декабряв соответствии с оплатой стоимости
    Скворцы, майна, грач1-я суббота сентября - последнее воскресение декабря
    вороны, галки, сороки, воробьи в течение охотсезона по заявкам землепользователей в течение года на посевахБез ограничений

    Охота на диких животных на территории Республики Узбекистан производится за плату в соответствии с "Индексами к стоимости". В охотугодьях подлежит регулированию в течении года численность волков, в охотхозяйствах - сорок, майн, бродячих собак и кошек. При этом охотхозяйствам, занимающимся искусственным разведением диких животных, предоставляется право самим устанавливать сроки охоты и нормы добычи на искусственно выращенные виды.

    По согласованию с Госбиоконтролем, на основании научно обоснованных данных, разрешается весенняя охота на водоплавающую дичь. Право на проведение весенней охоты предоставляется в первую очередь охотпользователям, которые занимаются воспроизводством животных.

    Правила рыболовства

    Нормативные основы охоты и рыболовства в Узбекистане Действие законодательства распространяется на все реки с их притоками и протоками, озера, водохранилища и другие рыбохозяйственные водоемы, находящиеся на территории Республики Узбекистан (включая Аральское море в границах Республики Каракалпакстан), а также водоемы обществ охотников и рыболовов, совхозов, подсобных фермерских хозяйств и колхозов, являющихся местами захода на нерест промысловых рыб, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и озерно-товарных рыбных хозяйств.

    Нормами регулируется промысел рыб, добывание водных беспозвоночных, спортивно-любительское рыболовство а также разведение, исследование и другие операции, связанные с промыслом, за исключением полуводных млекопитающих, промысел которых регулируется другими законодательными актами.

    Рыбный промысел на рыбохозяйственных водоемах производится рыбодобывающими организациями и предприятиями по договорам с Госбиоконтролем или областными комитетами по охране природы, а на участках или водоемах общего пользования по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке органами охраны природы. Рыбодобывающие организации и предприятия обязаны иметь надлежаще оформленное разрешение на право ведения рыбного промысла.

    Рыбохозяйственные водоемы или участки для рыбного промысла предоставляются органами охраны природы по договорам сроком до 10 лет предприятиям ГАК "Узрыба", а затем другим рыбазаготовительным организациям. На каждый рыбопромысловый водоем или участок водоема составляется паспорт установленного образца, который прилагается к договору.

    Рыбодобывающие объединения, предприятия и организации обязаны:

    а) не допускать нарушения природоохранного законодательства;

    б) обозначать границы хозяйства;

    в) предъявлять инспекторам по охране природы по их требованию рыболовный билет или разрешение на право ведения рыбного промысла, промысловый журнал и другую документацию, относящуюся к рыбному промыслу, не препятствовать производить в установленном порядке досмотр производственных помещений, плавсредств, приемных пунктов для проверки орудий лова и осмотра рыбных уловов, а также выписки из промысловых журналов оперативных сведений, характеризующих рыбный промысел;

    г) каждый рыбак на промысле должен иметь документ, удостоверяющий его принадлежность к рыбодобывающей организации;

    д) маркировать орудия лова, определяющие пользователя;

    е) эксплуатировать рыбопромысловый водоем или участок полностью и теми орудиями лова, которые вписаны разрешение;

    ж) содержать в надлежащем санитарном состоянии закрепленные береговые участки и водоемы;

    з) не производить на рыбопромысловых водоемах или участках без разрешения органов по охране природы работ, изменяющих естественные условия водоема;

    и) своими силами за счет своих средств по согласованию с органами охраны природы производить рыбоводные и мелиоративные работы (улучшение условий воспроизводства рыб, борьба с заморами, выкос водной растительности, спасение молоди промысловых рыб, зарыбление и др.);

    к) не превышать квоты лова рыбы;

    л) не производить лов рыбы на водоемах, приписанных обществам охотников и рыболовов где проводятся охранные и воспроизводственные мероприятия, для любительского и спортивного рыболовства, за исключением случаев, когда он производится по договору, либо с согласия общества;

    м) предоставлять работникам органов охраны природы во время выполнения ими служебных обязанностей помещения для ночлега, транспортные средства для проверки промысла, и возможность пользования попутными транспортными средствами;

    н) неосновным рыбозаготовителям представлять в органы охраны природы решения областных хокимиатов о включении в счет госзаказов объем вылавливаемой продукции с соответствующим включением их в статотчетность.

    Разрешать рыбный промысел для научно-исследовательских целей, акклиматизации, зарыбления, рыборазведения и контрольного лова всеми орудиями лова, во всех водоемах и в любое время года в установленном порядке по разрешениям, выдаваемым органами охраны природы.

    Органам по охране природы предоставляется право:

    а) корректировать по согласованию с научными рыбохозяйственными организациями сроки запрета до 15 дней в ту или иную сторону в зависимости от гидрометериологических условий (сроки запрета на рыбный промысел распространяются на первое и последнее числа запрета), а также ограничивать на период запрета плавание на моторных плавсредствах;

    б) разрешать в необходимых случаях рыбный промысел в заморных водоемах всеми орудиями лова и в любое время рыбодобывающим предприятиям и организациям, а в неиспользуемых ими водоемах - второстепенным рыбозаготовителям;

    в) разрешать по согласованию с научными рыбохозяйственными организациями рыбный промысел сорных, малоценных, тугорослых и хищных видов рыб, а также отлов живца для наживки орудиями лова, не предусмотренными для промысловых видов рыб настоящими Правилами.

    Таблица № 3

    Запреты, устанавливаемые законом в отношении рыбного промысла

    Запрещается: Запрещается всякое рыболовство в течение года:
    а) занимать орудиями лова и другими сооружениями для рыбного промысла более 2/3 ширины русла реки, ручья или протоки, а также одновременно или поочередно производить замет неводов и запуск плавных сетей с противоположных берегов в замок;

    б) принимать (сдавать) уловы рыбы одного вида под другим названием или без указания видового названия;

    в) вести учет и предоставлять учетные данные о вылове рыбы с преднамеренным искажением размеров вылова и видов рыбного промысла;

    г) осуществлять рыбный промысел, лов рыбы с применением взрывчатых, токсичных или наркотических средств, электротока, колющих орудий лова, огнестрельного и пневматического оружия, а также накидными сетями. Использование других принципиально новых орудий лова и новых способов рыбного промысла, допускается по согласованию с органами охраны природы;

    д) производить без разрешения органов охраны природы и согласования с научными рыбохозяйственными организациями акклиматизацию и зарыбление новыми видами рыб, а также их рыбный промысел. При попадании в орудия улова такие объекты должны в живом виде отпускаться в водоем;

    е) продажа частными лицами повсеместно всех видов рыб (за незаконный вылов, добычу или уничтожение всех видов рыб, а также икры и другой рыбопродукции взыскивается компенсация за причиненный ущерб - по утвержденным таксам);

    ж) забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и орошения при отсутствии специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения;

    з) находиться на водоеме или внепосредственной близости от него с орудиями лова, применение которых в данном районе и в данное время запрещено действующими Правилами рыболовства;

    и) производить работы, изменяющие естественные условия рыбохозяйственных водоемов, в том числе взрывные работы, за исключением случаев, когда по согласованию с органами охраны природы проводятся санитарные, гидротехнические или мелиоративные мероприятия;

    к) перебрасывать всякого рода орудия лова из водоемов, в которых обнаружены очаги паразитарных и инфекционных заболеваний рыб, в другие водоемы без предварительной дезинфекции этих орудий лова;

    л) размещение и применение в пределах 500 метровой береговой санитарной зоны ядохимикатов и пестицидов;

    м) уничтожать и портить столбы и плавающие опознавательные знаки, обозначающие границы рыболовных участков и запретных для рыболовства зон;

    н) применение двухстенной матни в неводах всех видов и вентерях;

    о) установка орудий лова в шахматном порядке на расстоянии менее 100 метровой между порядками;

    п) установка ставных неводов на глубинах менее 1 метра и ближе 500 метров от границ береговых неводных тоней;

    р) нахождение посторонних лиц на лову и рыболовецком стане;

    c) проводить без соответствующего разрешения обработку, продажу рыбной продукции;

    т) сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий, а также вредные для рыб отбросы;

    у) сбрасывать грунт, выработанной при проведении дноуглубительных и дноочистительных работ в местах нерестилищ и рыбозимовальных ям, а также производить в рыбохозяйственных водоемах мочку льна, конопли, мочала, кож и т.п.;

    ф) производить без согласования с органами охраны природы заготовку водной растительности.
    а) у охраняемых мостов и плотин, садковых линий, а также в оросительных и сбросовых каналах от границ рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств на расстоянии 500м;

    б) перед устьями рек и каналов на расстоянии 100м в обе стороны и в глубь водоема, вверх по реке или каналу на расстоянии 150 метров;

    в) на вновь образованных водоемах и водохранилищах до особого распоряжения, а также лов рыбы на зимовальных ямах;

    г) лов рыбы, занесенной в Красную книгу;

    д) на протоках и узяках, соединяющих озера между собой и с рекой.
    Запрещается лов:
    а) в реках Амударья и Сырдарья с 10 марта по 31 мая;

    б) на водоемах Республики Каракалпакстан и Хорезмской области с 25 апреля по 10 июня;

    в) на всех остальных водоемах с 16 апреля по 31 мая;

    г) Амударьинской форели в реках Туполанг и Сангардак с 5 сентября по 25 октября.
    Запрещается применение орудий лова с ячеей менее следующих размеров (в мм):
    а) тягловые закидные озерные невода и волокуши:
  • в матне - 36

  • в приводах - 44

  • в крыльях - 50


  • б) невода ставные (в котлах) - 40

    в) невода речные:
  • в матне - 40

  • в приводах - 46

  • в крыльях - 55


  • г) сети ставные - 50

    д) сети плавные - 50

    е) сети ставные (для лова храмули и воблы) - 36

    ж) сети ставные (для лова мелкого частика) - 28

    з) вентеря - 40

    Размер ячеи в орудиях лова определяется путем измерения расстояния между 11 узлами по жгуту и деления полученного числа на 10. При измерении ячеи в мокрых орудиях лова, изготовленных из растительных волокон, допускается снижение установленных размеров на 5%.

    Между тем, законодательством запрещается производить лов и приемку объектов рыбного промысла, имеющих в свежем виде длину (в сантиметрах) меньше, чем предусмотрено в таблице № 4.

    Таблица № 4.

    Параметры рыб, запрещенных к ловле и приемке при рыбном промысле

    Рыба Водный бассейн/территория Размер, см
    Сазан по Зарафшанскому бассейну
    по Кашкадарьинскому
    по Сурхандарьинскому, Сырдарьинскому, Амударьинскому (речной)

    (озерный)
    30
    25
    29

    24
    Лещ по Хорезмскому бассейну
    по Сырдарьинскому
    по Зарафшанскому
    по Ташкентской области
    по Амударьинскому
  • (речной)

  • (озерный)
  • 28
    26
    24
    20

    25
    20
    Храмуля по Зарафшанскому бассейну
    по Сурхандарьинскому
    по Кашкадарьинскому
    24
    23
    22
    Усач туркестанский по Зарафшанскому и Сырдарьинскому бассейнам
    по Сурхандарьинскому
    по Кашкадарьинскому
    по остальным водоемам
    36
    34
    32
    36
    Жерех по Сурхандарьинскому бассейну
    по Сырдарьинскому
    по Амударьинскому
    по Хорезмскому
    38
    36
    45
    36
    Карась серебристый по всем бассейнам 26
    Шемая по Амударьинскому бассейну
    по остальным водоемам
    19
    16
    Чехонь по всем бассейнам 22
    Белоглазка по всем бассейнам 18
    Судак по Сырдарьинскому бассейну и Ташкентской области
    по Сурхандарьинскому
    по остальным водоемам
    36
    38
    37
    Маринка по всем бассейнам 18
    Форель амударьинская по всем бассейнам 24
    Вобла, Плотва по всем бассейнам 17
    Растительноядные по всем бассейнам 55

    Промысловый размер объектов рыбного промысла определяется путем измерения длины от вершины рыла (при закрытом рте) до основания средних лучей хвостового плавника. В обработанном виде (соленая, вяленая, копченая) промысловая мера снижается на 4%. Несмотря на это, при ведении рыбного промысла на рыбохозяйственных водоемах разрешается прилов ледующего количества (по счету) маломерных объектов рыбного промысла (в %):

    • сазан - 5;
    • лещ - 5;
    • храмуля - 7;
    • усач туркестанский - 5;
    • жерех - 5;
    • карась серебристый - 5;
    • шемая - 10;
    • чехонь - 10;
    • белоглазка - 10;
    • судак - 5;
    • маринка - 7;
    • вобла, плотва - 10.

    В случае прилова маломерных объектов рыбного промысла в количествах, превышающих допустимые нормы, рыбный промысел в данном месте прекращается или орудия лова заменяются другими, о более крупной ячеей. Запрещенные объекты рыбного промысла должны быть выпущены в водоем в живом виде.

    Спортивно-туристское и любительское рыболовство. Эти виды разрешается всем гражданам бесплатно во всех водоемах за исключением занятых заповедниками, рыбопитомниками, прудовыми и другими культурными рыбными хозяйствами, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования. Для указанных целей органами охраны природы могут определяться водоемы или отдельные участки.

    При этом рыболовам, туристам следует знать запрещенные орудия и способы лова, это, в частности:

    а) сети всех видов, бредни, невод, вентера, накидки;

    б) колющие орудия лова (острога, дергун и т.п.);

    в) электроток, химические, наркотические и биологические препараты, взрывчатые вещества;

    г) огнестрельное оружие.

    Спортивно-туристский и любительский лов рыбы разрешается:

    а) на водоемах общего пользования всем гражданам бесплатно или за плату в соответствии с действующими "Индексами к стоимости лицензий (разрешений) на добывание диких животных на территории Республики Узбекистан", на приписных угодьях охот -рыболовных обществ - по путевкам (разрешениям) этих обществ;

    б) удочками всех разрешенных видов лов рыбы не должен превышать:

  • 5 кг на водоемах общего пользования;

  • 10 кг на водоемах приписанных за обществами охотников и рыболов;

  • 5 кг возможно отловить сверх установленной нормы за плату;


  • в) норма установлена за выезд (исключение возможно если одна рыба весит более установленной нормы);

    г) в период икромета разрешается лов рыбы удочками с количеством крючков, не превышающем 5 шт.

    Разрешается проведение соревнований по спортивно-любительскому рыболовству в специально отведенных для этого водоемах, удочками с количеством крючков не более 5.

    Программа охоты и рыбалки каждой турфирмой разрабатывается самостоятельно. Многие из них предпочитают формировать комбинированные туры, например, рыбалка+экскурсии по древним городам, охота+пляж и солнечные ванны, поскольку это позволяет разнообразить мероприятия и насыть туриста впечатлениями о стране. В то же время программа должна придерживаться нормативных актов, которые функционируют в Узбекистане в области охоты и рыболовства.

    В таблице № 5 представлены две программы, которые в настоящее время реализуется двумя турфирмами. В принципе, туры имеют общие черты, специфика - в качестве и разнообразии услуг.

    Таблица № 5

    Предложения по туристской охоте двух специализированных узбекских фирм

    Программа охоты на Сибирского горного козла Программа охоты на Джейрана (Gazella Subgutturosa)
    Лицензионный объект спортивной охоты.

    Распространение: юг Западной Сибири, Центральная Азия, Гималаи. Предпочитает скалистые склоны гор, водоразделы, обитает от 1,6 до 3,2 тыс. метров над уровнем моря.

    Длина тела 135 см, рост - 100 см, весит до 90 кг, длина рогов - 100 см.
    Лицензионный объект спортивной охоты.

    Вес взрослого самца 12-15 кг. Рога лирообразной формы.
    Сроки охоты: октябрь - декабрь Сроки охоты: сентябрь - декабрь
    Место проведения: Западный Тянь-Шань, Чаткальский хребет. Ахангаранский лесхоз (100 км от Ташкента) Место проведения: пустыня Кызылкум (550 км от Ташкента)
    Продолжительность тура: 9 дней/8 ночей (охота - 5 дней)

    1 день. Встреча в аэропорту. Размещение в гостинице (4*). Ужин и ознакомление с персоналом, обсуждение мест охоты. Отдых.

    2 день. Завтрак. Выезд к месту охоты. Обед. Осмотр местности и снаряжения.

    3-7 дни. По программе охоты.

    8 день. Возвращение в Ташкент. Обед. Экскурсия по городу. Размещение в гостинице. Прощальный ужин от организаторов.

    9 день. Завтрак. Свободное времяь. Проводы в аэропорт.
    Продолжительность тура: 9 дней/8 ночей

    1 день. Встреча в аэропорту. Размещение в гостинице (4*). Ужин и ознакомление с персоналом, обсуждение маршрута. Отдых.

    2 день. Завтрак. Выезд к месту охоты. Обед. Размещение. Отдых. Ознакомление с местностью.

    3-7 дни. Мероприятие по программе охоты.

    8 день. Выезд в Самарканд. Экскурсия по городу. Обед. Возвращение в Ташкент. Размещение в гостинице (4*). Прощальный ужин от организаторов.

    9 день. Завтрак. Экскурсия по городу. Обед. Свободное время. Проводы в аэропорт.
    Стоимость турпакета:
    При группе в 2-3 человека - $1105 на 1-ну персону; 3-5 - $810; 5-8 - $648
    Стоимость турпакета:
    При группе в 2-3 человека - $1040 на 1-у персону; 3-5 - $752; 5-8 - $568
    В стоимость тура включено:
  • проживание в Ташкенте (4*), на местах охоты;

  • питание по программе;

  • транспортное обслуживание (кроме вертолетов);

  • сопровождение специалистами;

  • визовая поддержка и регистрация;

  • оформление "разрешение на ввоз оружия";

  • организация первичной токсидермической обработки;

  • оформление документов на трофей.


  • В стоимость тура не включена лицензия на отстрел - $500
    В стоимость тура включено:
  • проживание в Ташкенте (4*), на местах охоты;

  • питание по программе;

  • транспортное обслуживание (кроме вертолетов);

  • сопровождение специалистами;

  • визовая поддержка и регистрация;

  • оформление "разрешение на ввоз оружия";

  • организация первичной токсидермической обработки;

  • оформление документов на трофей.


  • В стоимость тура не включена лицензия на отстрел - $400

    2. ПРОЕКТЫ ОХОТНИЧЬЕГО ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ

    Нормативные основы охоты и рыболовства в УзбекистанеПодобные идеи стали рассматриваться в последнее время и в Узбекистане, в частности, летом 2003 года Проект "Создание Нуратау-Кызылкумского биосферного резервата в качестве модели для сохранения биологического разнообразия" Глобального экологического фонда (ГЭФ), объявил конкурс среди международных и национальных организаций для реализации субконтракта "Развитие экологического туризма и устойчивой охоты". Данный Проект действует по Программе развития ООН (ПРООН) и правительства Узбекистана.

    Целями Проекта являются создание основ для устойчивого развития туризма на территории биосферного резервата, контролируемой системы трофейной охоты и рыболовства, внедрение механизмов справедливого распределения выгод от развития туристической и охотничьей деятельности, создать модель для использования в иных биосферных резерватах. Предполагается, что при администрации резервата будет создан специальный отдел по туризму, охоте и рыболовству, которое будет не только работать с сообществами по реализации планов развития, но и проводить соответствующее обучение местных жителей.

    На реализацию Проекта ГЭФ выделил около $700 тыс. Средства на разработку компонентов в размере $20 тыс. внесла германская неправительственная организация "NABY". Правительство Узбекистана предоставило инфраструктуру Нуратау-Кызылкумского резервата, в том числе помещения, лаборатории, коммуникации. Ранее Всемирный банк профинансировал затраты в размере $900 тысяч, которые направлялись на научные исследования и освоение новых технологий.

    Субподрядчик должен нести ответственность за мобилизацию технически опытного и профессионально компетентного национального и международного персонала, эффективную оценку и планирование действий, необходимых для достижения целей. Кроме того, на него возложена обязанность эффективного внедрения мероприятий на территории резервата, своевременное предоставление качественных результатов, а также связь и совместную работу с другими компонентами проекта при активном привлечении заинтересованных сторон. При этом мероприятия на территории модельных участков должны основываться на сотрудничестве с вовлеченными в проект землепользователями.

    Предпочтение будет отдано консорциуму опытного международного подрядчика с компетентными местными партнерами, в том числе из неправительственных организаций. Как международная, так и национальная организация должны продемонстрировать соответствующий практический опыт и достижения в области туризма по природным маршрутам, экотуризма, туризма, связанного с изучением традиций местных сообществ в контексте охраняемых территорий, а также в области укрепления потенциала инициатив, основанных на местных общинах, ННО и государственных агентствах. Практический опыт в области сохранения дикой природы, охотничьего туризма и устойчивого использования природных ресурсов, основанных на общинном управлении, является дополнительным плюсом, отметил менеджер Проекта.

    В настоящее время, Нуратинский хребет, восточная часть пустыни Кызылкум, а также озера Айдаркуль и Тузкан подвержены существенному нарушению биоразнообразия. Увеличения поголовья скота, вырубка населением деревьев и кустарников из-за недостатка энергоресурсов в регионе, малое количество осадков, а отсюда деградация и обеднение растительного покрова гор, снижение продуктивности равнинных пастбищ и уничтожение саксаульников - вот далеко не полный перечень негативный факторов, влияющих на ухудшение биологической обстановки в этом регионе. Проект призван изменить сложившуюся ситуацию с помощью создания здесь новых направлений хозяйственной деятельности для местных общин, но при этом сохраняя естественные природные ресурсы биосферного резервата.

    3. ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Нормативные основы охоты и рыболовства в УзбекистанеКодексом Республики Узбекистан об административной ответственности предусмотрена ответственность за нарушение природной среды. Так, в частности, статья 79 "Незаконная порубка, повреждение либо уничтожение деревьев, кустарников, других лесных культур и молодняка" предусматривает: "Незаконная порубка, повреждение либо уничтожение деревьев, кустарников, других лесных культур и молодняка, - влечет наложение штрафа на граждан от одной третьей до одного, а на должностных лиц - от одного до трех минимальных размеров заработной платы.

    Те же правонарушения, совеpшенные повторно в течение года после применения административного взыскания, влекут наложение штрафа на граждан от одного до трех, а на должностных лиц - от трех до семи минимальных размеров заработной платы".

    Статья 81 "Сбор растений, занесенных в Красную книгу": "Самовольный сбор растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, либо корней, стеблей, веток, листьев, цветов, плодов, семян таких растений, - влечет наложение штрафа на граждан от одной второй до двух, а на должностных лиц - от двух до пяти минимальных размеров заработной платы.

    То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, - влечет наложение штрафа на граждан от двух до пяти, а на должностных лиц - от трех до семи минимальных размеров заработной платы".

    Статья 82 "Нарушение режима особо охраняемых природных территорий": "Нарушение режима государственного заповедника, - влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех, а на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров заработной платы.

    Нарушение режима государственных национальных природных парков, заказников, памятников природы, водоохранных зон, курортных природных территорий, ботанических садов, дендрологических и зоологических парков, охранных (буферных) зон, запретных полос лесов, рыбоохранных зон и иных особо охраняемых природных территорий, - влечет наложение штрафа на граждан от одной третьей до одного, а на должностных лиц - от одного до трех минимальных размеров заработной платы.

    Совершение правонарушения, предусмотренного частью первой или второй настоящей статьи, повторно в течение года после применения административного взыскания, - влечет наложение штрафа на граждан от трех до пяти, а на должностных лиц - от пяти до семи минимальных размеров заработной платы".

    Статья 83 "Уничтожение полезной для леса фауны": "Уничтожение полезной для леса фауны, - влечет наложение штрафа на граждан от одной третьей до одного, а на должностных лиц - от одного до трех минимальных размеров заработной платы".

    Статья 84 "Нарушение требований пожарной безопасности в лесах": "Нарушение требований пожарной безопасности в лесах, - влечет наложение штрафа на граждан от одной третьей до одного, а на должностных лиц - от одного до трех минимальных размеров заработной платы.

    То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, - влечет наложение штрафа на граждан от двух до пяти, а на должностных лиц - от трех до семи минимальных размеров заработной платы".

    Статья 90 "Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром": "Нарушение правил охоты, рыболовства или охраны рыбных запасов, а также правил осуществления других видов пользования животным миром - влечет наложение штрафа на граждан от одного до двух, а на должностных лиц - от двух до трех минимальных размеров заработной платы.

    Охота или рыбная ловля без надлежащего на то разрешения или в запрещенных местах либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, а также систематическое нарушение других правил охоты и рыболовства - влекут наложение штрафа на граждан от двух до трех, а на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров заработной платы с конфискацией орудий и предметов совершения указанных правонарушений или без таковой, либо лишение права охоты до трех лет с конфискацией орудий и предметов совершения указанных правонарушений или без таковой".

    Статья 92 "Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических и ботанических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация или скрещивание животных": "Нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции животных, правил создания, пополнения, хранения, использования и учета зоологических и ботанических коллекций, правил торговли зоологическими и ботаническими коллекциями, а также правил пересылки и вывоза за границу объектов животного и растительного мира, зоологических и ботанических коллекций, а равно самовольное переселение, акклиматизация или скрещивание животных, - влечет наложение штрафа на граждан от одной третьей до одного, а на должностных лиц - от одного до трех минимальных размеров заработной платы".

    Статья 93 "Незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных и растений, занесенных в Красную книгу": "Незаконный ввоз в Республику Узбекистан животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, - влечет наложение штрафа на граждан от двух до пяти, а на должностных лиц - от трех до семи минимальных размеров заработной платы".

    Статья 94 "Уничтожение, добывание редких или находящихся под угрозой исчезновения животных либо совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных": "Уничтожение, добывание редких или находящихся под угрозой исчезновения животных, относящихся к видам животных, занесенным в Красную книгу Республики Узбекистан, или уничтожение их кладок яиц, икры, жилищ, разрушение гнезд, нор и других убежищ либо совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных, либо добывание этих животных с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание, - влечет наложение штрафа на граждан от одной второй до двух, а на должностных лиц - от двух до пяти минимальных размеров заработной платы, с конфискацией предметов, явившихся орудием совершения указанных правонарушений или без таковой.

    Те же правонарушения, совершенные повторно в течение года после применения административного взыскания, влекут наложение штрафа на граждан от двух до пяти, а на должностных лиц - от трех до семи минимальных размеров заработной платы с конфискацией предметов, явившихся орудием совершения указанных правонарушений".

    Подготовил Алишер Таксанов, эксперт по экотуризму
    Ассоциация путешественников "Рабат Малик"


    09 мая 2011

    СТРАНЫ
    Запомнить меня