Курорты и города Турции
Анталия - столица турецкой Ривьеры
Многие справедливо считают Анталию лучшим турецким курортом. Это неудивительно - ведь здесь Вы можете встретить всё, что только может заинтересовать гостя Турции - здесь Вас ждут и памятники древности, и чудесная природа, и насыщенная ночная жизнь. Анталья была основана в 159 году до н.э. королем Пергама Атталусом, от кого и получила свое название - Атталия. Город богат историческими памятниками, в числе которых хорошо сохранившиеся Ворота Адриана воздвигнутые в честь посещения города римским императором Адрианом в 130 году н.э. По бокам монументальная арка, прежде полностью облицованная мрамором, ограничена двумя большими башнями. Очень красив карниз над порталом, с левой стороны арки сохранился императорский герб.
Полюбовавшись на арку Адриана Вы сможете продолжить свою прогулку по наиболее приятному месту города - парку Караалиоглу. Администрация города и его жители понимают его ценность для гостей и стараются приложить все усилия, чтобы от посещения Анталии у вас остались только светлые воспоминания. Гуляя теплым летним вечером по прекрасному пахнущему морем парку Антальи с плодоносящими мандариновыми деревьями, необычными статуями и причудливыми фонтанами, невозможно отделаться от ощущения, что ты попал в волшебную сказку. Прямо из парка можно спуститься к берегу моря и погулять рядом со стоящими на приколе яхтами, призывающими туриста отправиться в морскую экскурсию.
За парком Вы увидите еще одно сооружение античности, более позднее, чем Врата Адриана - башню Хыдырлык Кулеси, построенную для защиты Анталийского порта и как ориентир для мореплавателей.
Другие достопримечательности Анталии относятся уже к мусульманскому периоду. Необычная достопримечательность - Срезанный минарет, получивший свое название, когда его верхняя часть была "срезана" во время сильнейшего землетрясения. Минарет вместе с мечетью (которая, увы, не сохранилась) был построен османским принцем Коркут-беем на месте древней византийской церкви.
Если Вы продолжите свою пешую прогулку по Анталии, Вашему взору предстанетнеобычный Рифленый минарет (минарет Йивли) высотой 38 метров, построенный в XIII веке. Минарет представляет собой башню из кирпича, опирающуюся на 8 колонн. Эта удивительная башня, особенно впечатляюще выглядящая на фоне Таврских гор, была построена сельджукским султаном Аладдином Кейкубатом I по случаю покорения Антальи. Рядом с минаретом стоит мечеть Эски-джами, построенная на полтора столетия позже туркменским эмиром по образцу византийской церкви. Поблизости Вы сможете осмотреть и сфотографировать и другие достопримечательности - старинное здание медресе, (религиозной мусульманской школы), монастырь танцующих дервишей (Мевлевихане) и два надгробных монумента (жене османского султана Баязида II и туркменскому эмиру Мехмет бею).
Уникальные исторические находки зкспонируются в Археологическом музее Антальи.
По вечерам Анталья предлагает туристам все возможности для прекрасного проведения досуга - в городе Вы без труда найдете ночные клубы, бары и рестораны.
Аланья
Аланья, основанная в 4 веке до н.э., во времена Римской империи была знаменитой базой пиратского флота и была известна как Коракесион. Добыча от пиратских рейдов укрывалась в крепости, которая одновременно служила и их штабом. Позднее Марк Антоний подарил город и прилегающие территории Клеопатре, которая стала использовать здешние леса для строительства своего флота. А в 13 веке город захватил Сельджукский правитель Ала-эд-дин Кейкубат, переименовавший Коракесион в Алайя и сделавший его своей зимней резиденцией.
Главная достопримечательность Аланьи - византийская крепость на вершине горы, возвышающейся над городом. Прекрасно сохранилась Красная башня, защищавшая гавань. Аланья также знаменита своими пещерами, наиболее посещаемая из которых - Дамлаташ со сталактитами и сталагмитами. В Девичьей пещере пираты прятали похищенных девушек, есть также пещера Влюбленных и Фосфорная пещера, названная так из-за интересного эффекта освещения.
Сиде
Сиде, окруженый современными туристическими комплексами, сегодня является одним из наиболее оживленных курортов юга Турции.
Греческие колонисты впервые поселились здесь в VII веке до н.э. Но название города не греческое, а анатолийское и означает "гранат" - символ плодородия в те времена. Сиде стал оживленным торговым портом, который был обязан своим процветанием не только пиратству,но и работорговле. Сиде достиг пика расцвета во II веке при римлянах, но после завоевания арабами в IX веке постепенно утратил свое значение.
Несмотря на ряд землетрясений, в Сиде сохранились многие исторические памятники: статуя императора Веспасиана, храм Фортуны, Агора, амфитеатр на 16000 мест.
Белек
Регион Белек, расположенный в 30 км юго-западнее Анталии - самый новый курортный регион Турции. На бесконечно широких песчаных средиземноморских пляжах находится ряд комфортабельных отелей, построенных и оборудованных по последнему слову техники.
В Белеке расположены в основном 4-х и 5-ти звездочные отели и клубы. Летом в Белек стремятся многочисленные туристы из разных стран мира, а зимой приезжают известные спортивные коллективы для отдыха, оздоровления подготовки к будущим победам. Здесь созданы великолепные условия для тренировок как в закрытых спортивных залах, так и в обширной лесной зоне.
С района Белек начинается равнинный пейзаж с далеким горным ландшафтом. Его отличительная черта - сосновые рощи, изумительные песчаные пляжи, современные отели, превосходящие друг друга по красоте и комфортабельности. Белек - это не только прекрасные плавательные бассейны, спортивные развлечения, теннисные корты с современными покрытиями, но и хорошо оборудованные гольф клубы.
Белек - это мягкий субтропический климат и теплое море . Недалеко от Белека расположен Национальный парк Кепрюлю Каньон, занимающий площадь около 500га. Это великолепный кипарисово- эвкалиптовый лес, где богато представлена флора и фауна средиземноморья. В заповеднике есть возможность для занятий скальным альпинизмом, но наиболее популярен среди отдыхающих- рафтинг- сплав на лодках по горной реке Кюпрючай. Впечатлений от рафтинга не меньше, чем от тура на джипах по горным дорогам.
Говоря о Белеке невозможно не упомянуть то, что это признанный мировой гольф-центр. Здесь есть специально оборудованные поля для игры в гольф, инструктора для обучения и все необходимое для истинных ценителей и любителей этой классической английской игры. Именно здесь в сентябре 1994 года был открыт национальный Гольф Клуб.
Вместе с комфортабельными отелями в Белеке Вас ждут голубое море, ласковое солнце, шелковистый песок и незабываемый отдых. Пляжи Белека удостоены европейского Голубого Флага за чистоту прибрежных вод.
Бодрум
Бодрумский полуостров - место удивительной красоты и полное самых разных достопримечательностей... Заселенный и ценимый с глубокой древности он продолжает привлекать туристов по сей день. Множество комфортабельных отельных комплексов продолжает строиться каждый год, поскольку спрос на них только повышается...
Немного истории. Античное название города - Геликарнассос, известное всем еще из школьных уроков истории. Здесь родился древнегреческий ученый Геродот, широко известный своей "Историей". Именно на месте современного Бодрума было построено одно из Семи чудес света - гробница Царя Мавзола - знаменитый Геликарнасский мавзолей, развалины которого несомненно заслуживают посещения. Увы, мавзолей был преимущественно разобран в Средние века крестоносцами для постройки другого монументального сооружения, возвышающегося над Старым городом. Это крупнейший замок Средиземноморья - замок Святого Петра, построенный в 1406 году на мысе Зефирион рыцарями ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского. Каждая из башен замка связана с одной из стран, откуда приехали рыцари и носит имя животного - Английская башня (Башня Льва), Испанская (Башня Змеи) и т. п. С крепостных стен открывается замечательный вид на Бодрумский залив, а внутри замка разбит Ботанический сад с множеством цветов, деревьев, кактусов. Сад вечно наполнен щебетанием птиц, а по его дорожкам величественно прогуливаются длиннохвостые павлины, которые обязательно привлекают пристальное внимание детей-посетителей парка. В общем, прямо идиллия! В помещениях замка оборудовано множество разных небольших музейчиков - посвященных древнему кораблестроению, образу жизни в Средневековье, древним сокровищам, самым разнообразным амофрам всех времен и народов... Наиболее известный из музеев - гордость турецких историков - Музей подводной археологии, в котором собраны археологические находки найденные на дне моря по всему турецкому побережью.
Одно из наиболее массовых мероприятий в Бодруме - ежегодный Фестиваль Искусства и Культуры, во время которого тысячи людей приезжают в Бодрум, и место в отеле приходится бронировать заранее... Весь сезон, практически каждые выходные в заливе Бодрума проводится парусная регата, и Вы сможете полюбоваться на изящные парусники.
В Бодруме Вас ждут замечательные пляжи, так и зовущие искупаться в водах гостеприимного Эгейского моря, также прекрасно подходящего для виндсерфинга, сноркеллинга, дайвинга. На Бодрумской пристани стоит множество прогулочных и круизных яхт, призывающих отправиться и просто на увлекательную морскую экскурсию, и в длинное плавание вдоль Эгейского побережья... Вы сможете побывать в исторических местах - увидеть развалины Эфеса, древний греческий остров Кос (на котором родился великий Гиппократ).
Бодрум - город, в котором созданы все условия для приема туристов, здесь Вас ждут центры шоппинга, уютные бары и кафе. Рестораны Бодрума предложат не только свежайшую рыбу и морепродукты, но и блюда самых разных кухонь - не только традиционно турецкой, но и китайской, мексиканской, тайской, европейской - любые блюда для самых изысканных гурманов! А ночью к Вашим услугам бары и дискотеки - Бодрум молодежный город, и ночная жизнь бурлит здесь практически до самого утра.
В окрестностях города сохранились чудесные деревушки, в которых Вы сможете познакомиться с турецким укладом, побывать на традиционных рынках, где можно купить сувениры и различные безделушки.
Мармарис
Первое поселение на месте современного Мармариса было основано в IV веке до нашей эры и носило название Фискос. На вершине холма в северной части города, где располагалось это поселение, до сих пор ведутся археологические раскопки.
Несколько десятилетий назад Мармарис представлял собой всего лишь маленькую рыбацкую деревушку. Бурный расцвет туризма в Турции за несколько лет превратил его в курортный город с населением в 28 тысяч жителей, с комфортабельными отелями, множеством кафе и ресторанов, центрами шоппинга. Удивительна природа, окружающая Мармарис - из города видны гряды живописных холмов, покрытых прекрасными лесами (больше 65 тысяч гектаров). Мармарис известен массовыми мероприятиями, так, в начале мая в Мармарисе проводится широко известный международный парусный фестиваль, в июне - фестиваль музыки и эстрады.
Прогуливаясь по набережной марины Мармариса, Вы сможете прийти в Старый город с узкими греческими улочками и шумным базаром. Центр Старого города - османская крепость Мармара-Калеси, построенная по распоряжению Сулеймана Великолепного. С крепостных стен замка открывается изумительный вид на круизные лайнеры и небольшие яхты, выходящие из его гавани. Они так и призывают отправиться в увлекательнейшее морское путешествие на небольшой парусной или моторной яхте. Вашему вниманию предложат самые разные экскурсии - в частности, недалеко от Мармариса лежит греческий остров Родос (для посещения которого Вам понадобится греческая виза). Вы сможете взять в чартер яхту и отправиться в долгое плавание по Средиземноморскому побережью, таящему немало секретов - например, только так Вы сможете побывать на границе Эгейского и Средиземного морей... Гордость Мармариса - не так давно построенная парусная гавань - крупнейшая на всем Эгейском побережье.
В самом Мармарисе есть замечательные пляжи, а если Вам хочется большего уединения к Вашим услугам пляжи в местечке Ичмелер (в 8 км от города), остров Клеопатры и Черепаший пляж... Отели Мармариса предлагают разные водные виды спорта: виндсерфинг, водные лыжи, парасейлинг. Есть в городе и дайвинг-центры.
В Мармарисе прекрасно развита туристская инфраструктура - бары, рестораны, ночные клубы. Одна из самых популярных дискотек - "Maksim". Шоппинг-центры предоставляют туристам возможность купить на память любые сувениры - национальную одежду, ковры, изделия из кожи, драгоценных металлов, разнообразные специи и восточные сладости.
Кемер
Кемер расположен на средиземноморском побережье в 42 км на юго-запад от г. Анталии и совмещает современную атмосферу привлекательной гавани с более традиционным турецким духом кафе и локант, расположившихся вдоль линии пляжа.
Фактически здесь два пляжа - один городской, галечный с разнообразием предлагаемых видов водного спорта и увлекательными экскурсиями на яхтах, а другой - песчано-галечный пляж «Лунного Света», где цитрусовые деревья создают привлекательную тень, а пики холмов позади города формируют драматический задний план. После пляжа, можно прогуляться по многочисленным магазинам, барам и ресторанам или, устроившись в гавани с прохладительным напитком, понаблюдать за уходом и прибытием шикарных яхт, швартующихся здесь.
В северной части Кемера находится Йорюк Парк, удивительная «живая экспозиция», посвященная жизни турков, живших сотни лет назад. Этот парк стоит посетить, особенно вечером, чтобы увидеть огни Анталии, сияющие вдалеке.
Время трансфера (переезда из аэропорта Анталии) приблизительно 1час.
Измир
Этот большой многонаселенный город (третий после Стамбула и Анкары город Турции по числу жителей) лежит на берегу Эгейского моря. Он является наследником древней Смирны. Город имеет современный облик, так как он был почти заново построен после жестокого пожара 1922 года. Это крупный торговый порт, который стоит на втором месте после Стамбула, и место отправлений экскурсий в наиболее интересные туристические и археологические центры. Измир имеет удобное географическое положение: он раскинулся у подножия холма, где высится крепость Кадифекале, вдоль залитой солнцем гавани, окруженной горами. Издревле горы служили надежной защитой от нападения врагов. Археологические исследования, предпринятые между 40-ми и 50-ми гг. и продолженные с середины 60-х гг. 20 века, позволили выдвинуть предположение, что первые поселения на земле Смирны восходят к третьему тысячелетию до н.э. и располагались на месте современного Байраклы. По свидетельству ученых, первоначальное ядро города относится к той же эпохе, что и первые уровни урбанизации Трои. Смирна следовала культурной и религиозной модели хеттской цивилизации. Находки в виде черенков керамических изделий говорят о существовании здесь эллинистического поселения к Х веку до н.э.
Захваченный и опустошенный лидийцами приблизительно в VII веке до н.э, город был заново построен во 2-й половине IV века до н.э. по приказанию Александра Великого. Смирна входила в Пергамское царство, затем в территории, контролируемые Римом, который украсил ее новыми величественными зданиями. В 178 году н.э. она была полностью разрушена землетрясением. Марк Аврелий принял эффективные меры по ее восстановлению. Упадок, начавшийся в VII веке, был ускорен набегами арабов. Покоренная сельджуками (XI в.) Смирна пережила бурные перипетии эпохи крестовых походов. Окончательное ее падение началось с XV века под ударами армий османских турок. Впоследствии Смирна становится крупным торговым центром и привлекает к себе внимание европейских купцов. Город пережил ряд разрушительных землетрясений, которые преследовали его также в XVII и XVIII вв. R конце первой мировой войны контроль над Смирной осуществляла Греция, потерявшая ее в ходе борьбы турок за национальное освобождение, которое возглавлял Ататюрк. Отдельные фрагменты Агоры - городской площади - напоминают о великом прошлом города. Это памятники, безусловно, эллинской постройки, однако обнаруженные фрагменты свидетельствуют о реставрации, предпринятой в свое время Фаустиной, супругой Марка Аврелия, после землетрясения 178 года н.э.
Здесь можно увидеть несколько римских скульптур, частично поврежденных, которые представляют Нептуна, Цереру и Диану. Еще одно притягательное для туристов место - Кадифекале. Эта крепость, название которой означает "бархатная", возвышается над городом на высокой горе, известной в прошлом как "гора Пагус". Происхождение крепости, безусловно, предшествует эпохе римской колонизации, но современный ее вид свидетельствует о значительной переделке в византийскую эпоху.
В Археологическом музее города выставлено множество предметов, обнаруженных при раскопках в западной Анатолии. Здесь можно увидеть также женскую статую без головы, найденную в Эритрее и датируемую VI веком до н.э. Среди других предметов назовем интересные архаические скульптуры (2-я половина VI века до н.э.), предметы эллинистической культуры, римские и византийские скульптуры, а так-же некоторые скульптурные образцы Эфеса (II в. н.э.). Среди достопримечательностей Измира необходимо упомянуть Парк культуры - место проведения ежегодных международных ярмарок; Базар, где представлены изделия ремесленников; мечети Хисар и Кемералты (XVI в.), каравансарай Кызларагасы и Часовую башню изящного стиля, которая находится недалеко от
Мечети Яхлы (XVIII в.).
Кушадасы
Кушадасы, что означает "Птичий остров", расположен на берегу прелестного морского залива и известен благодаря искрящейся воде, широким песчаным пляжам и шикарными комфортабельными отелями. На небольшом островке Гюверджин (Голубиный), соединенном с городом дамбой, возвышается древняя крепость, еще и поныне опоясанная мощным оборонительным валом. Это - романтический уголок с ухоженными цветниками, где сегодня располагается ресторан и дискотека, часто посещаемые влюбленными или теми, кто хочет просто приятно провести вечер. Весь город является музеем под открытым небом, раскинувшийся под сияющим солнцем и окруженный зеркальной гладью моря. А ночью сияют в небе огни многочисленных дискотек, шумит веселая курортная жизнь, далеко за полночь ждут своих посетителей рестораны и магазины.
Кушадасы не просто известный и престижный курорт, на который приезжают только понежится на пляжах под лучами яркого солнца. Нет, прежде всего это сама История - История четырех тысячелетий, корнями уходящее в далекое прошлое. Какие только народы не были на земле древней Анатолии и не оставили о себе память - хетты и фригийцы, персы и греки, римляне и византийцы, крестоносцы и османы. И теперь Вы можете насладиться наследием древних эпох, великолепными архитектурными памятниками, самим воздухом этого удивительного уголка нашей планеты - здесь все дышит историей и величием.
Неподалеку от Кушадасы расположены знаменитые греческие города античности Эфес, Сельчук, Милет, Приена, Дидим. Чуть подальше не менее знаменитые Пергам, Троя, Афродисия, Иераполис и уникальное природное образование Памуккале. Здесь находятся великолепные памятники античной греческой и римской архитектуры, один из которых - Храм Артемиды, считался в древности одним из Семи чудес света; местная земля хранит следы Святого Павла и Святой Девы Марии, нашедшей здесь свой последний приют, и еще многое и многое, что притягивает сюда огромное количество посетителей.
Но не только любители архитектуры и истории получат удовольствие от пребывания в Кушадасы. Комфортабельные отели, прекрасные пляжи, шикарные рестораны, бесчисленные магазины ждут тех, кто ценит свой отпуск и привык отдыхать со вкусом. Итак, добро пожаловать на Птичий остров!
Памуккале
К северу от города Денизли дорога ведет к Памуккале - этому диковинному природному феномену, и к археологической зоне Иераполиса. Название "Памуккале" означает по-турецки "Хлопковый замок", что удивительно соответствует здешнему необычному и поистине экзотическому природному ландшафту. В этом живописном месте действие горячих источников, содержащих окись кальция, привело к образованию известковых отложений на скалистых травертиновых террасах. Это дало потрясающий эффект: воды, богатые минеральными солями, падая с высоких уступов, создали причудливые, окаменевшие, ослепительно белые каскады, переливающиеся в лучах солнца. Издалека эта белоснежная масса, контрастно выделяющаяся на фоне соседних холмов, вызывает в воображении огромные хлопковые плантации.
Если подойти поближе к этому волшебному замку, то можно увидеть искусственные бассейны, образованные горячими источниками, воды которых устремляются в естественные ванны, расположенные ниже, и создают застывшие потоки, похожие на фантастические сталактиты, достигающие огромных размеров и напоминающие по форме органные трубы. Постоянная эрозия известкового туфа и изменения естественного покрова земли создали поистине уникальный ландшафт, настоящее чудо природы. Толпы восторженных туристов не перестают любоваться этим фантастическим пейзажем, напоминающим волшебную сказку и получившим название "лунного". Целебные свойства вод, которые были известны жителям соседнего города Иераполиса еще с древних времен, способствовали строительству большого числа оздоровительных бассейнов с минеральной водой, преимущественно при гостиницах. Вся зона Памуккале вследствие особенностей пейзажа и геологической среды взята под охрану местными властями, которые пытаются сберечь неповторимую красоту этого края.
Афродисия
Зона Афродисии - место грандиозных раскопок - расположена на высоком плоскогорье, у подножия гряды Акдаг, недалеко от долины, по которой протекает река Бююк Мендерсс, древний Меандр. Поблизости отсюда лежит деревня Гейре, название которой происходит от древней Карии. Археологические раскопки позволили установить, что эта территория, на которой возникла одна из самых великих цивилизаций Малой Азии, была обитаемой еще в век бронзы. Город упоминается также под названием Нинова, что свидетельствует о его связях с Вавилоном. Название Афродисия появилось только в эллинистическую эпоху.
Приехавшие из Пергама скульпторы основали здесь школу ваяния, отличавшуюся экспрессивным и динамичным стилем, который был с одобрением встречен в греческом и римском художественном мире. К этому времени относится и зарождение культа Афродиты, у которого было много общего с культами Артемиды (Эфес), или Кибелы; в эпоху расцвета эллинизма культы с одними и теми же религиозными корнями имели различные формы выражения. Наивысшего процветания город достиг при римлянах: Сулла посылал туда дары, следуя наказам оракула; город пользовался также покровительством Марка Антония и Тиберия.
Афродисия получила известность не только в области культуры и искусства, но и как культовый центр. Распространение христианства встретило стойкое сопротивление в городе, где были сильны традиции языческих обрядов. Став в византийскую эпоху Ставрополем (город Распятия), Афродисия одно время была крупным религиозным центром. Участившиеся в XI-ХIII вв. набеги сельджуков привели к ее разорению и упадку.
Афродисия была открыта в начале XX века французским археологом П. Годэном. Однако наиболее результативными оказались археологические исследования профессора К.Т. Ерима в 60-х годах 20 века. Он осуществлял их на средства Нью-Йоркского университета. Музей Афродиси расположен прямо у входа на место раскопок, окруженных стенами, воздвигнутыми римлянами в III веке н.э. и впоследствии укрепленными. В музее хранится множество находок, обнаруженных во время раскопок: предметы примитивной культуры, барельефы, которые являются фрагментами памятника Зоилу, бюсты императоров, римская и византийская скульптура, статуя сидящей Афродиты, несколько великолепных надгробий и скульптуры из мастерских знаменитой школы ваяния. На территории Акрополя видны следы древних поселений доисторической эпохи. Неподалеку находится сохранившийся в хорошем состоянии великолепный Театр, используемый и в наши дни для показа спектаклей. Он датируется I веком до н.э. и начиная со II века н.э. служил ареной. Его трибуны могли вместить до 10 000 зрителей.
Возле Портика Тиберия (I в. н.э.), предназначенного для городских торговцев, высится грандиозный ансамбль Терм Адриана (II в. н.э.), где были найдены фрагменты архитектурных сооружений и прекрасные скульптуры. Здесь же можно увидеть остатки Палестры (гимнастического зала) и лечебных ванн.
Агора (II в. н.э.), посвященная Тиберию, занимала обширное пространство, окруженное портиками с ионическими колоннами. Одеон относится ко II-IV вв. н.э. Его оригинальные размеры, очевидно, бы-ли большими, чем те, которые мы видим сейчас. Здесь представляют интерес мозаики и статуи.
Храм Афродиты был построен в I веке до н.э. При Адриане (II в. н.э.) он был окружен священной крепостной стеной. Судя по дошедшим до наших дней колоннам, византийцы преобразовали его в базилику (VI в.).
Монументальный Стадион ( I - II вв. н.э.) является границей археологической зоны с северной стороны. Он мог вместить 30 000 зрителей и был одно время преобразован в арену. В ряду других аналогичных сооружений Анатолии стадион отмечен как памятник хорошей сохранности.
Милет
Руины древнего города Милета лежат на холме, омываемом водами Бююк Мендереса ( античный Меандр ), вблизи побережья Эгейского моря. Также как и в случае с находящейся поблизости Приеной, заиление реки сыграло значительную роль в историческом и экономическом формировании города. Огромное количество археологических находок микенской эпохи свидетельствует о том, что здесь в середине второго тысячелетия до н.э. существовала микснская колония. Со временем она стала крупным ионийским торговым центром. По мере расширения торговой деятельности город основывал все новые колонии по берегам Средиземного и Черного морей. Милет процветал также и в области культуры: здесь родились философы Анаксимандр и Анаксимен, историк и географ Гекатей, архитекторы Иннодам и Исидор. Когда город попал под власть персов, он был стерт с лица земли, так как население Милета оказывало упорное сопротивление завоевателям. Впоследствии город был восстановлен. Став частью Римской империи (II в. до н.э.), Милет вновь обрел свою былую славу, которой вскоре лишился в связи с тем, что утратил свое значение торгового порта из-за заиления речного русла и песчаных заносов. Археологические исследования в районе Милета, начатые на рубеже прошлого и настоящего столетий, все еще продолжаются.
Главной достопримечательностью Милета являeтcя Театр, раскинувшийся на высоком холме в окружении прекрасного ландшафта. Он был построен приблизительно в IV веке до н.э., а в эллинистическую эпоху расширен (мог вместить до 5300 зрителей). Настоящие размеры театр приобрел во время реконструкции, предпринятой в эпоху Римской империи (II в. н.э.), что позволило ему принимать до 15000 зрителей.
Чуть дальше можно видеть фрагменты двух огромных статуй львов, охранявших вход в гавань. Святилище Аполлона Дельфийского было основным местом культа в Мидете. Оно было построено еще в древние времена, а в эпоху эллинизма было реконструировано в дорическом стиле; в римский период портики были переделаны на коринфские. Из других значительных памятников прошлого нужно отметить Булевтерий, воздвигнутый, но всей вероятности, при Антиохе Эпифании, сирийском царе (2-я половина II в. н.э.), южную Агору (рыночную площадь, построенную в эпоху эллинизма) и Стадион (II в. до н.э.), который вмещал 15000 зрителей. Недалеко от южной агоры находится Мечеть Ильяс-Бея (XV в.). Это квадратное в плане здание с огромным куполом отличается изяществом архитектурных форм, а также насыщенным декором, в частности обилием мраморных скульптурных рельефов. Особого внимания заслуживает молельная ниша (михраб).
Термы Фаустины названы в честь жены императора Марка Аврелия: дар императора городу во 2-й половине II века н.э. Ансамбль терм довольно хорошо сохранился. Он лежит несколько изолированно от городской сети прямоугольных улиц, спроектирован-ных архитектором Иннодамом. Центральный двор терм был окружен коринфскими колоннами. В палестру - гимнастический зал - можно было пройти через аподитериум - зал для раздевания, где сто-яли статуи Муз (в настоящее время находятся в Музее Стамбула). Из залов, относящихся непосредственно к баням, следует упомянуть фригидарий, украшенный скульптурами (в прошлом фонтаны центрального бассейна); кальдарий который включал два зала, заканчивающиеся апсидами и снабженные подземной ночью для подогрева воды; и тепидарий.
Иераполис
В окрестностях Памуккале находится археологическая зона Иераполиса - "священного" города. По традиции, его основание приписывают пергамскому царю Эвмену II. Со 2-й половины II века до н.э. Иераполис, по завещанию Аттала III, вошел и состав Римской империи. Императоры заботились о процветании края, славившегося своими термами и горячими источниками, которые считались чудодейственными. В 17 году н.э. сильнейшее землетрясение стерло город с лица земли. Император Тиберий приказал восстановить его. Последующие императоры также содействовали развитию Иераполиса. Новая христианская доктрина получила здесь благодатную почву для своего развития благодаря проповедям Св. Филиппа, мученически убитого в 80 году. Римский театр (II в. н.э.) сохранился в хорошем состоянии, невзирая на обрушившиеся просцениум и скену. Ряды трибун, раскинувшиеся по склонам холма, могли вместить до 25 000 зрителей. Театр используется и в наши дни во время фестиваля в Памуккале.
Ансамбль Терм восходит, возможно, ко II веку н.э. Он также достаточно хорошо сохранился и позволяет составить представление о последовательности расположения залов. В окрестностях можно видеть развалины здания с одним нефом, заканчивающимся двумя апсидами. Возможно, это была христианская Базилика, приблизительно VI века. Храм Аполлона - такой, каким мы его видим сегодня, относится к III веку н.э. Это воспроизведение культового сооружения эпохи эллинизма, разрушенного землетрясением. Из развалин археологической зоны следует упомянуть восьмиугольное в плане здание под названием "Мартириум Св. Филиппа" (начало V в. н.э.). Оно было построено для хранения останков святого Филиппа, мученически убитого в эпоху преследований Домициана. Среди памятников, оставленных здесь римлянами, следует назвать Арку Домициана - монументальные ворота с тремя проемами, воздвигнутые в I веке н.э. Юлием Фронтином, проконсулом Анатолийской провинции. За аркой, не доходя до некрополя, можно увидеть развалины терм II - III вв. н.э., преобразованных в место христианского культа (V н.). Некрополь Иераполиса - один из самых об-ширных на всей территории Турции. Гробницы протянулись по обеим сторонам дороги на расстояние более 2 км. Их очень много; они имеют разную форму и относятся к различным эпохам (конец эллинизма - византийская эпоха): это могильники, саркофаги и настоящие мавзолеи.
Сельчук
Сельчук - это поселение, возникшее на месте античного Эфеса, знаменитого своим храмом Артемиды. В те времена у портового города постоянно были проблемы с образованием морских наносов, что вынудило перенести его на новое место первый раз в 500 г. до н.э., а затем - в начале III в. до н.э. Третий Эфес, руины которого сохранились до сих пор. стал накануне новой ары главным городом римской Малой Азии, а позднее - всего христианского мира. Считается, что евангелист Иоанн и Мария провели здесь свои последние дни. Но в III в. н.э. на город обрушились два бедствия - нашествие готских орд и эпидемия малярии. Так возник четвертый, византийский Эфес на холме, где сегодня стоит базилика св. Иоанна. После завоевания сельджуками в XI в. город получил свое нынешнее название - Сельчук. На холме Айясолук рядом с главной улицей Сельчука лежат развалины византийской крепости. Мощные Ворота преследования сооружены из камня бывшего римского стадиона. Свое название они получили от античного барельефа, изображающего смерть Гектора, которую христиане толковали как символ мученичества.
В цитадели император Юстиниан в VI в. н.э. приказал возвести над предполагаемой могилой апостола Иоанна величественную Базилику св.Иоанна, полностью облицованную изнутри мрамором. Сооружение было настолько грандиозным, что для закладки его переднего двора (сегодня терраса с прекрасным видом на равнину) пришлось удлинить холм, уложив под него специальные несущие конструкции! Ниже цитадели расположена мечеть Исыбея, построенная в 1375 г., во дворе которой установлены колонны из античного Эфеса. Входной портал, над которым возвышается минарет. украшен сталактитовым декором и орнаментом в виде переплетенных лент из черного и белого мрамора.
От некогда всемирно знаменитого храма Артемиды, одного из семи чудес света, сохранилось мало - лишь одна восстановленная колонна. на вершине которой вьют свои гнезда аисты. Первый храм. сооруженный в VI в. до н.э.. стал жертвой пожара в 356 г. до н.э. Поджигатель Герострат признался, что хотел этим увековечить свое имя в истории. Александр Великий в 334 г. до н.э., принеся жертву на руинах храма, благословил его возрождение. За 120 лет строительства на платформе погибшего храма возник новый эллинский Артемисий, который полтысячелетия спустя был снова разрушен готами.
Эфес
Эфес был основан между XVI-XI вв. до н.э. как ионийская колония. В VII веке город и его главный символ - Артемисий (Храм Артемиды) были до основания разрушены киммерийскими племенами. Восстановленный Крезом, царем Лидии, он был покорен персидским царем Киром в середине VI веки. После бурных перипетий истории Эфес мирно и безболезненно вошел в состав Римской империи. О значении, которое имел Эфес в тот период, можно судить по частым посещениям города великими римлянами, такими как Брут, Кассий, Антоний и сам Цицерон. По время правления династии Августов Эфес был столицей Римской провинции Азия. Город постепенно разрастался и стал оживленным торговым центром, резиденцией римских правителей и одним из пяти крупнейших городов Империи. Впоследствии Эфес стал одним из самых важных городов в истории христианской религии. Здесь проповедовал апостол Иоанн, похороненный в церкви, названной его именем, а также, как рассказывает предание, Св. Мадонна после распятия Христа выбрала этот город в качестве своего последнего пристанища.
Упадок города начался во 2-й половине III века, когда он был захвачен и разрушен готами. В 431 году здесь проходил III Вселенский собор. В течение долгих и мрачных столетий средневековья город, подвергавшийся бесконечным набегам арабов и пиратов, был не более чем деревня. В начале правления османских турок Эфес был предан полному забвению. От опустошенного и покинутого города не осталось и следа. В 1869 году были предприняты первые археологические раскопки, в результате которых миру была открыта незабываемая красота античного города.
Одеон
Полукруглое сооружение, известное также как Малым театр, раскинулось на склоне холма, к северу от Агоры. Судя по надписи, оно было возведено в 150 году н.э. Публием Ведием Антонием, который задумал Одеон как булевтерий - место заседания городского Сената. И действительно, первоначальное крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочередно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений. Архитектурное построение Одеона аналогично классическим моделям: аудиториум с его двухъярусным полукружием рядов разделен на четыре основных сектора лестничными проходами; необычайная конструкция просцениума говорит о том, что здание было пригодно скорее для заседаний Сената, чем для театральных зрелищ.
Агора
Руины Агоры относятся к романскому сооружению периода Римской империи (I и. ил.), возведенному, скорее всего, во времена правления императоров Августа и Клавдия. Агора, которая получила свое окончательное завершение при Феодосии (IV в.), была украшена двойной колоннадой портика , под которым размещались торговые ряды. Это был центр торговой деятельности, куда съезжались купцы со всех концов Империи. Здесь был также рынок рабов и проводились собрания но случаю религиозных и светских праздников. К северу от Агоры возвышаются развалины бывшей колоннады Базилики, построенной при династии им-ператоров Августов. Некоторые из сохранившихся колони явно дорического происхождения, капители - коринфского ордера.
Пританей
Пританей - в древности здание, предназначавшееся для размещения канцелярских служб, где проводились также торжественные приемы и банкеты для знатных лиц города. Его можно сравнить с современ-ным зданием муниципалитета. В прилегающем к Пританею Храме Гестии постоянно горел священный огонь, но преданию поддерживаемый пританами - священнослужителями, которые при-нимали участие в культовых обрядах и в жертвоприношениях. Известно, что Храм относится к III пеку до н.э.
Улица Куретов
Улица, протянувшаяся вдоль склона между Библиотекой Цельсия и Воротами Геракла - одна из наиболее любопытных в этом древнем городе. Тот вид, который она имеет в наши дни, был придан ей на рубеже IV и V вв., когда проводились работы по ее восстановлению после сильнейшего землетрясения середины IV века, которое полностью разрушило ее. Эта улица пролегает на фоне необычайно живописного пейзажа. Ее мощение из мрамора и камня прекрасно гармонирует с руинами античных зданий, высящихся по обеим ее сторонам. Так, развертывается великолепное полотно с колоннами, каменными пьедесталами, подиумами, капителями, фризами, статуями и остатками торговых лавок и жилых домов. В этом изобилии античных руин, часто привезенных сюда из других районов города, отчетливо выделяются крытые галереи с колоннами, мощение в которых выполнено из ценных тончайших мозаик. На пустых пьедесталах, обращенных к колоннам, когдато стояли статуи. На многих пьедесталах до сих пор сохранились надписи, выгравированные в камне. Большинство же статуй были помещены в музей. Название улицы связано с мифологическими персонажами, давшими впоследствии имя священной касте куретов. Поначалу они возглавляли знаменитое культовое действо в Артемисии, а впоследствии стали играть основную роль в Пританее, где сохранилось множество надписей, рассказывающих об их деятельности. Такие же надписи встречаются и по всему городу.
ХРАМ
Адриана
Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствует о дате его постройки - около 138 года н.э. - малоизвестным архитектором П. Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед монументальным пронаосом возвышаются пьедесталы от четырех статуй, которые когда-то украшали храм. По сохранившимся на пьедесталах над-писям можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерия. То, что храм коринфского ордера, безошибочно определяется с первого взгляда по изысканности скульптурной орнаментики. Две центральные колонны поддерживают легкую, изящную арку - все, что сохранилось от оригинального треугольного тимпана, который когда-то венчал здание. Орнаментика арки как бы продолжает мотив фризов, которые идут сплошной лентой по антаблементу; в центре арки помещен бюст Тиxe (богини-покровительницы города). Архитравы порталов имеют богатую декорировку с античной орнаментикой. Над главным порталом, который ведет в наос, внимание туристов привлекает полукруглая люнетта, где на фоне изящного переплетения цветов и листьев аканта представлена женская фигура, напоминающая античные изображения Медузы. Внутри наоса можно видеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую обожествленного императора Адриана.
Дом на склоне холма
С противоположной стороны Храма Адриана расположен оригинальный ансамбль домов под названием "Дома на склоне холма", которые обращены к улице Куретов. В основном здесь жили представители при-вилегированных слоев общества, в связи с чем улица имеет второе название "Дома богачей". Они распо-ложены таким образом, что каждый дом служит своего рода террасой для следующего за ним дома. Так называемый Дом Перистиля II отличается обилием декорировки. Он был построен в I веке, но впоследствии несколько раз перестраивался, по крайней мере до VI века.
Многочисленные комнаты внутри дома имеют мозаичные полы и настенные фрески IV века. Дом Перистиля I также подвергался реставрации, что даст возможность туристам составить представление о том, как выглядели частные дома патрициев Эфеса. Дата его постройки та же, что и предыдущего дома, то есть 1 век. Одна из комнат известна под названием "театр", так как ее стены украшены фресками на театральные сюжеты. Некоторые фрески изображают сцены из пьес Менандра и Еврипида. На других фресках изображены мужские и женские обнаженные фигуры.
Библиотека Цельсия
Библиотека была построена в эпоху Империи, во времена правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквилы, пожелавшего посвятить ее своему отцу. Строительство началось в 114 году и было завершено в 135 году уже наследниками Тиберия Юлия Аквилы, который завещал большую сумму денег на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III века во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, пощадившим, к счастью, фасад здания. Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, стоящие на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированы попарно в четыре ряда и увенчаны коринфскими капителями. Колонны верхнего яруса имеют меньшие размеры. Треугольные и полукруглые тимпаны венчают колонны трех центральных пар. На нижнем этаже за сценически оформленной колоннадой видны три портала в обрамлении тончайшего орнамента, имитирущего рельефный фриз. Над порталами зияют три огромных проема окон.
Театр
Театр дошел до нас в прекрасном состоянии и по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников прошлого в этой археологической зоне. Как все сооружения подобного тина, эфесский театр разделен на три секции: скена (включающая также просцениум), орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и кавеа (полукружие зрительного зала). Вместимость театра - около 24000 сидений. Зал по отношению к сцене поднимался на 30 м и завершался портиком для улучшения акустики всего ансамбля.
Приена
Археологическая зона Приемы расположена в верхней части наносной равнины, образованной водами реки Бююк Мендерес ( античный Меандр ).
По дошедшим до нас историческим сведениям, здесь некогда находилось греческое (ионийское) поселение. Развитие древнего города происходило на полуострове, имевшем две гавани. Именно в Приене в начале VI веке до н.э. жил философ Биас, которого ставят в один ряд с семью мудрецами древности. В начале V века Приена была разрушена персами, а в середине IV века ее подняли из руин афиняне, после чего судьба города всецело зависела от могущественных Афин. Процветавший приморский город, раскинувшийся вокруг своего порта Павлока, одно время находился под контролем Пергамского царства, а затем вошел в состав Римской империи. Ко времени упадка империи Приена утратила свое былое значение вследствие прогрессивного оседания почв, вызванного наносами Бююк Мендереса. Когда город был под властью Византии, здесь находилась рези-денция епископа.
В результате систематических раскопок удалось установить, что город Приена был разбит согласно правилам регулярной прямоугольной планировки, введенной архитектором Ипподамом из Милета (IV в. до н.э.). Агора - центр жизнедеятельности города - восходит к III веку до н.э.; с трех сторон ее ограничивали колонные портики. Храм Афины, хотя и сильно пострадавший от бурных ливней и землетрясений, являет собой еще один прекрасный образец ионической архитектуры Малой Азии (IV в. до н.э.). Театр - также эллинистическое сооружение (IV в. до н.э.), реконструированное римлянами во II веке н.э. Из руин Приены следует назвать Булевтерий и Пританей - места заседаний, соответственно, городского совета и должностных лиц города - пританов; оба сооружения датируются II веком до н.э.
В цитадели император Юстиниан в VI в. н.э. приказал возвести над предполагаемой могилой апостола Иоанна величественную Базилику св.Иоанна, полностью облицованную изнутри мрамором. Сооружение было настолько грандиозным, что для закладки его переднего двора (сегодня терраса с прекрасным видом на равнину) пришлось удлинить холм, уложив под него специальные несущие конструкции! Ниже цитадели расположена мечеть Исыбея, построенная в 1375 г., во дворе которой установлены колонны из античного Эфеса. Входной портал, над которым возвышается минарет. украшен сталактитовым декором и орнаментом в виде переплетенных лент из черного и белого мрамора.
От некогда всемирно знаменитого храма Артемиды, одного из семи чудес света, сохранилось мало - лишь одна восстановленная колонна. на вершине которой вьют свои гнезда аисты. Первый храм. соору-женный в VI в. до н.э.. стал жертвой пожара в 356 г. до н.э. Поджигатель Герострат признался, что хотел этим увековечить свое имя в истории. Александр Великий в 334 г. до н.э., принеся жертву на руинах храма, благословил его возрождение. За 120 лет строительства на платформе погибшего храма возник новый эллинский Артемисий, который полтысячелетия спустя был снова разрушен готами.
|